«Вы ничуть не мешаете мне, - возразил он, - извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрел ваш остается за вами. Я всегда готов к вашим услугам. А. Пушкин, "Выстрел".
Были у меня два одноклассника весьма нетипичных для моей школы. Оба учились так себе, хотя один из них в геометрии на построения был очень крут. Один, назовем его В, в конце школы увлекся русским патриотизмом и начал продвигать теорию, что все, кто хочет, должны быстренько из россии матушки уехать, а не глаза тут мозолить. Другой, назовем его Б, был половинка. Семитская половинка. Но не та, что вы подумали, а наполовину магрибец. Сказать, что это был клиент с шилом в заднице -- understatement. Зато у него было образцовое русское имя с прицелом на будущее. Булава (вычеркнуто цензурой). И к моменту поступления в нашу школу он уже был описан в литературе.
Теперь, собственно, сама байка. Вся эта пантомима была разыграна в лицах где-то в подвале на уроке труда к большому удовольствию зрителей, желавших успеха всем участникам. Все мысли последних отражались на их лицах без единого слова -- мастерская актерская игра. Б немножко занимался каратэ, даже без этого был в отличной физической форме, -- неровня задохлику В. И вот Б изображал бесконтактный бой с В. В принципе, почти никто в классе заниматься с Б такой (или другой) херней не хотел, хотя иногда самым мощным приходилось его немножко модерировать для поддержания общественной безопасности, но В, возможно, льстило это занятие. В какой-то момент для демонстрации собственной крути Б закрыл глаза, не рассчитал на пару сантиметров, где остановить один из ударов, и законтачил В по подбородку. Возник вопрос ответки. Обеим сторонам было очевидно, что по понятиям В может теперь звездануть Б в качестве компенсации за морально-челюстной ущерб. Б даже опустил руки из защиты. Но В боялся. Поэтому он ударил, но совсем чуток, чтобы без эскалации. Б, согласно кодексу, не ответил, и тут на лице В отразилось дикое сожаление, что он ударил намного слабее, чем огреб, а ведь было можно.... Короче, он решил, что недополучил компенсации и сатисфакции, и, раз кодекс блюдется, то надо ударить соразмерно. Что он тут же и выполнил, благо Б стоял опустив руки. Но еще в кодексе хаммурапи писали -- удар за удар, а не два... Короче, В немедленно огреб второй раз с той самой эскалацией, почти упал, и на этом представление закончилось. Формально счет был два-два, а по факту в каждом раунде В накостыляли на порядок сильнее. Если бы это была простая драка, то так оно бы и должно было быть, но тут, вроде, регламент, всё по кодексу -- мой выстрел, ваш выстрел... А результат -- инвариант.
P.S. Ну ладно, у приматов подичее всё это очень наглядно, ритуально, и из партера наблюдать -- одно удовольствие. Но когда вся международная политика так же построена, а про кодекс не только участники думают, но и галдят зрители из зала... Это уже даже не сюр, а планета обезьян.