"и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему", из библейского описания деяний Манассии в Книге Царств.
"легион имя мне, потому что нас много", самохарактеристика изгоняемого Христом беса в Евангелии от Марка.
Настоящие детали главного героя этого рассказа по понятным причинам хранятся в редакции - кому хочется быть ответчиком по иску о диффамации от известного американского профессора по культурологии и gender studies, да к тому же, на его домашней площадке - в американском суде, самом гуманном суде в мире. В художественных целях давайте называть его Цви Шамаев, тем более что “цви”, на иврите означает "олень" и часто используется как мужское имя, а старый Шамай был один из видных еврейских мудрецов запретительного склада. Кроме того, заголовок рассказа, а, точнее, словосочетание "армия небес", переводится на иврит как צבא שמים, в русской транскрипции записываемый как "цва шамаим".
Крупнейшую геополитическую катастрофу 20-го века1 Цви встретил в руководящей комсомольской должности. Как и многие товарищи на аналогичной и даже более вышестоящих партийных должностях, Цви увидел в этом не катастрофу, а скорее, новое окно возможностей. Говоря по секрету, автор подозревает, что в поисках этого окна такие товарищи катастрофу-то и приблизили, но отложим спекуляции на эту тему до другого раза. Последовавший за этим период первоначального накопления, в самом деле оказался клондайком для разных полуответственных товарищей. Конечно не все стали миллиардерами вроде Ходорковского, но разбогатели из них весьма многие. Цви оказался слишком осторожен. Потребовалась не только ментальная гибкость, но и желание рискнуть в подходящий момент, когда будущее еще туманно и плохо просчитывается. Цви не рискнул, а через пару лет, было уже поздновато. Цви сделал правильные выводы из произошедшего, понял, что бизнес не его стихия, и решил продолжать карьеру на относительно безрисковой идеологической ниве. В России эта ниша в лихие девяностые была не востребована, и тут очень кстати пришлись еврейские корни в лице бабушки по материнской стороне. Это вообще идеальный вариант - в советских анкетах бабушка не мешала, а с еврейской точки зрения Цви чистокровный еврей. Таким парадоксальным образом Цви оказался в Израиле вместе с большой волной репатриантов начала девяностых.
Готовясь к переезду, Цви не только учил иврит, но и начал интенсивно посещать несколько тусовок в московских синагогах, где завел пару стоящих знакомств. Многие репатрианты из России, оказавшись в Израиле, ощущали естественную потребность приобщиться к культуре предков, подавленной советской властью, и интересовались религией и обычаями, не располагая почти никакими предварительными знаниями в этой области. Специалисты вроде Шамаева, сохранившие традицию и приехавшие религиозными из России ценились весьма, особенно если они обладали достаточной харизмой и энергичностью. Велись колонки в русскоязычных газетах. Я до сих пор запомнил разные премудрости, выученные из Шамаевской рубрики в газете "Двести": сколько кубических сантиметров мацы надо съесть на Песах, до какого положения риз надо дойти на Пурим, что надо распевать в сукке, встречая праотца Авраама и прочих героев древности. Было смешно, но поучительно, особенно в социологическом аспекте.
Кроме этого, устраивались многочисленные семинары на русском и даже имелись кое-какие пожертвования религиозных общин, желавших направить новоприбывших в сторону какого-то направления в иудаизме - конечно, единственно правильного, но зависящего от общины. Пока репатрианты не понимали в иудаизме, а спонсорам не хватало квалифицированных религиозных посредников, положение было стратегически выгодно, и требовалось застолбить место под солнцем на будущее. И вот тут с Шамаевым случился прокол. Как и несколько его конкурентов, он завел свое просветительско-религиозное движение, в рамках которого планировалось проводить семинары и маневрировать финансово. При везении из слушателей удастся набрать сколько-то адептов, а там чем черт не шутит.
Названия йешив и колелей часто подбираются на основе двусложных выражений из Торы. Шамаев решил внести немножко творческой отсебятины и назвал свое движение "Цва Шамаим" - небесная армия. Скорее всего, он помнил, что в Танахе есть что-то аналогичное, и поленился проверить. Точно такая же история случилась недавно с каким-то представителем околокремлевского движения, вывесившего на их сайте "имя нам легион" в качестве рекламы молодежных православно-патриотических сил. Он тоже помнил, что видел нечто подобное в Святом Писании, но не удосужился проверить контекст, приведенный в эпиграфе. И хоть недотепа подтер свидетельство своей дури всего через пару часов, было уже поздно - переводя древнюю идиому "не вырубишь топором" на язык эпохи интернета - "скриншоты сохранились".
А в нашем случае остается добавить, что Цва hаШамаим переводится на русский как "воинство небесное". Мы точно не знаем, имеются ли в виду солнце, луна, планеты и звезды, или что-то более общее. Равно как не до конца понятно, рассматриваются ли они как слуги Божии, но можно точно сказать, что служение этому воинству - это абсолютно осуждаемое Танахом идолопоклонство, и только в таком контексте воинство небесное в Танахе и упоминается, как в случае царя Манассии, пропесоченного в первом эпиграфе. Хоть в танахическом выражении есть также определенный артикль hа, опущенный Шамаевым, большой роли это не сыграло. Всем серьезным людям стало ясно, что в источнике Цви разбирается не очень, и пришлось опять менять карьеру.
Эпилог.
В отличии от Чичикова, жизненной энергии Цви хватило, чтобы в третий раз начать все с нуля на новом месте. Он перебрался в Америку, устроился в докторат на тему, логично развивающую его советскую специализацию, и нашел таки себе подходящую нишу, где преуспел настолько, что рассказ о нем должен быть достаточно деперсонифицирован.
1. По мнению президента России В.В.Путина, крупнейшей геополитической катастрофой двадцатого века явился распад Советского Союза.