А что очки товарищу разбили, так то портвейном усугубили. Из песни Высоцкого «Милицейский протокол».
Бьет - значит любит. Русская народная мудрость.
- Так что же говорит этот человек?
- А он попросту соврал! Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Пролог.
Объяснительные записки, написанные в местком, партком или еще какой-нибудь совком1, были стандартным жанром советских трудящихся и учащихся, который я уже практически не застал. Как я понимаю, стиль был весьма стандартизован, но иногда встречались и самобытные перлы, как про портвейн. Это-то и было самое интересное.
В последнее время в связи с засильем фэйсбуков и твитеров сходный жанр возник и на западе. Судьей выступает не совком, а общественность, но есть много похожего. Я подозреваю, что это надолго, и можно покупать толстый альбом для лучших образчиков или, переводя это на язык модных технологий, заводить новый тэг. А здесь будет пара свежих примеров.
Классический случай.
Для разминки начну с советского случая, услышанного от председателя комсомольской ячейки на пару классов старше. Как будет видно, это рядом не стояло с современными шедеврами.
Команду на международную олимпиаду школьников по физике отбирали на летних сборах из победителей всесоюзной олимпиады2. У них в классе был один очень сильный парень, попавший туда, и вдруг приходит сообщение, что пацана выгнали за пьянку, и надо собирать ячейку для оргвыводов. Наказывать его, конечно, не стали, но объяснительную изучили с интересом. Начало, по словам комсорга, было стандартное; мне бы так не показалось, но ему виднее: «Я сидел на улице, и ко мне подошел какой-то грузин и предложил выпить.» Потом следовало описание того, чем они там усугубили, затем грузин ушел, а парень остался один. Конец был оригинален: «Тогда я понял, что напился. Сел на скамейку и стал думать, что же мне теперь делать.» Здесь объяснительная закончилась, но и так было ясно, что ничего путного он не придумал.
О, танго.
Недавно прошел чемпионат мира по танго в Буэнос-Айресе. Русская пара (и по танго и по жизни) была одним из фаворитов, но они остались не очень довольны своим выступлением в полуфинале и не отходя от кассы прямо на глазах организаторов начали разбор полетов, в завершение которого мужик ударил партнершу и жену по лицу. Бьет - значит любит, и я знаю по крайней мере про одну пару олимпийских чемпионов по фигурному катанию, где парень лупил партнершу на тренировках, и она убегала плакать, и что отнюдь не помешало им впоследствии удачно пожениться. Тем не менее, шокированные аргентинцы отказались давать скидку на русскую ментальность и дисквалифицировали пару.
Понятно, что дикий облом, понятно, что во всех
новостях - надо писать объяснительную. На следующий день парень выложил
ее в фэйсбук. Написано, кстати, все через «мы»: «нам обидно», «мы не сдержались» и так далее. Приведу выдержку:
«жаль что наши эмоции увидели некоторые люди из организаторов, и неправильно восприняли наши эмоции ... Мы очень надеемся что наша ситуация послужит примером для всех пар, особо эмоциональных, и вы будете ещё больше любить и ценить друг друга!!!!»
Ну и
объяснительная российского чиновника на русском ТВ (надо полагать, для своих) - тоже шедевр: «В танцевальном спорте такое в первый раз. Это поступок просто из ряда вон. Он подрывает дисциплину в спорте. Они муж и жена - разберутся. Но зачем это делать при всех и за границей, на международном чемпионате?»
Модная журналистика.
Живя в эпоху фэйкньюз, конечно, знаешь, что почти вся «аналитика» ангажирована, выбор новостей тоже ... ну, скажем, субъективен, а мелкие детали могут быть не сообщены или намеренно перепутаны. Но разворота на 180 градусов в солидном месте не ожидаешь, поэтому, если нет явного противоречия с чем-то еще, то легко проглотить, не проверив. Недавно на этой ниве отметился наш 13-й канал ТВ и журналист Маниб. В его репортаже была съемка (наверное, мобильником) с урока раввина из важной поселенческой йешивы, к тому же связанной с новым министром образования Перецом. Рав Намбург там призывал не идти в армию, ругал светских и, вообще, вел себя неадекватно для поселенческого раввина. Через пару дней выяснилось, что он сказал примерно следующее: «давайте я вам покажу логику ультраортодоксов», - а они, к сожалению, примерно так и считают, - и дальше симулировал их идеологию. Только симуляционный кусок и попал на видео без каких бы то ни было пояснений.
Будучи
пойман, ж. Маниб-соврамши выложил следующий текст в твитер: “Я просмотрел подготовительные уроки до того, как опубликовал свой репортаж. После сегодняшних публикаций я сделал несколько глубоких вздохов и просмотрел их снова. Я просмотрел их снова и осознал, что вещи выглядят не так, как я их представил. Для меня нет ничего важнее, чем точность, чтобы то, под чем я подписался, было железом. Жаль, что это привело к радости среди тех политиков, которых я критикую. Я извиняюсь”.
Комментариев не требуется, но не могу удержаться. В точности анекдот про Рабиновича, обозвавшего на публике Хаймовича вором и хамом и вынужденного публично же принести извинения в синагоге: "Евреи! Хаймович, не вор? Не хам? Извините!" Но там текст корректен, а все дело в интонации. Здесь же целая миниатюра о том, что жертва - Маниб, как ему тяжело и плохо, немного рекламы ЗОЖ и дыхания по системе йогов, профессиональное раскаяние в том, что нечисто сработал, и заказанные ему политики получили повод для радости, ну и в конце, в два слова «Я извиняюсь». Перед кем - не скажу, мало ли что. «Я обвиняю» Эмиля Золя наоборот. Приказали извиниться, ну, «Я извиняюсь». Бывает, чтобы зад закрыть, извиняются «перед теми, кого могли обидеть», но это не тот случай. Парень принципиальный, сомневаться не дает. Теоретически адресат мог бы быть:
а) Рав Намбург, министр Перец и их сторонники.
б) Все читатели/зрители введенные в заблуждение.
с) Работодатели на канале, вынужденные отбиваться.
Но не остается никаких сомнений, что коэффициенты тут -5, 0, 5. То есть, извините товарищи начальники, очень жаль, что обрадовал Намбурга, черт бы его побрал, ну и хрен с ними, с дураками зрителями. Для того они и есть, чтобы им мозг засирать, на то мы и журналисты.
1. Термин введен Пелевиным в рассказе «День бульдозериста».
2. Так же обстоит дело и сегодня, и не только с физикой.