Оригинал взят у
pa_o_lina в
Крещение - источник новой жизниPr. conf. dr. Daniel BENGA.
Viaţa cea nouă, izvorâtă din Botez. Ziarul "Lumina". 24.04.2011.
Через Крещение Церковь выполняет свою миссию, вверенную ей Самим ее Основателем и состоящую в том, чтобы вести людей к Царствию Небесному. Крещение означает умирание ветхого человека и воскресение нового человека внутри нас. Этот процесс продолжается всю нашу жизнь. Поэтому подлинная христианская жизнь есть не что иное, как каждодневное крещение. Изо дня в день христианин призван бороться, совлекаясь ветхого человека и воскресая в нового человека внутри себя. Далее расскажем о том, как совершалось крещение в ночь Воскресения Христова в Иерусалиме в IV веке.
Дом-церковь в античном городе Дура-Европос, расположенном на правом берегу реки Евфрат, был возведен вскоре после 233 года. Эта постройка была обнаружена во время археологических раскопок в 1922-1936 годы. В этом архитектурном комплексе фресками были украшены только стены баптистерия. Кроме того, выделялся именно баптистерий по отношению к другим помещениям. На этом основании мы можем заключить, что для христиан III века крещение имело особое значение. В IV веке у нас есть целая плеяда свидетелей, отцов Церкви, которые посвящали пространные гомилии и катихизы толкованию и анализу обряда крещения, внося свой вклад в развитие крещального богословия, единого в своих основополагающих положениях, но при этом отличающегося особыми акцентами в крупных городах раннего христианства - в Риме, Александрии, Иерусалиме и Антиохии.
Подготовка ко Крещению
Теперь попытаемся на основании свидетельств свт. Кирилла Иерусалимского и паломницы из Испании Эгерии реконструировать то, как совершалось крещение в Пасхальную ночь в Иерусалиме в конце IV века.
После трех лет подготовки в рамках системы катехумената, завершавшейся особым этапом, который включал в себя огласительные беседы, пост и ежедневные экзорцизмы на протяжении Великого поста, готовящиеся к Таинству Просвещения (просвещаемые/фотизомены/φωτιζόμενοι) находились в атриуме храма Воскресения Господня в Иерусалиме в ночь с Великой субботы на Пасхальное воскресенье. В праздник Входа Господня в Иерусалим просвещаемые уже исповедали Символ веры перед епископом и были подготовлены ко крещению. Община участвовала в бдении в Великой церкви, базилике, построенной Константином Великим, и молилась за тех, кто готовились стать христианами.
Чтобы восстановить этот обряд крещения в пасхальную "ночь, что ярче солнечного дня", обратимся к знаменитым «Мистагогическим беседам» свт. Кирилла Иерусалимского. Первые две беседы посвящены Таинству Крещения, третья - Таинству Миропомазания, а последние две повествуют о Божественной литургии в пасхальную ночь.
Крещение совершалось в баптистерии в составе архитектурного комплекса рядом с Гробом Господним. Он располагался в юго-западной части внутреннего двора, отделявшего большую базилику Константина от Анастасиса, ротонды над Гробом Господним. Баптистерий состоял из зала и бассейна. Бдение в пасхальную ночь начиналось в субботу вечером в Анастасисе, где совершалась своего рода вечерня, за которой следовал луцернарий - чин возжигания светильников от неугасимой лампады у Гроба Господня. В продолжение бдения община шла к Великой церкви, где читались двенадцать текстов из Ветхого Завета. Во время этих чтений совершалось крещение просвещаемых.
(продолжение следует)
Фото: ziarullumina.ro
Для справки:
свящ. Даниил Бенга - доктор богословия, продекан
богословского факультета Бухарестского университета, настоятель
храма во имя первомученика и архидиакона Cтефана в Бухаресте.