Оригинал взят у
pa_o_lina в
Когда и как можно крестить детей (окончание) Ierom. Petru (Pruteanu).
Când și cum putem boteza copiii (14.11.2012). Перевод с румынского.
Начало статьи.
5. Вера, о которой говорит Евангелие и которая является условием для крещения, - это вовсе не вера в то, что Бог существует. Или, как иногда говорят, "я верю, что существует нечто, некая высшая власть, высший разум и так далее". Все это не имеет ничего общего с истинной верой. И бесы веруют в то, что Бог существует, но мы не можем сказать, что они "верующие", даже если они "страшатся и трепещут" перед величием Бога. Быть верующим, с одной стороны, означает доверять Богу больше всего на этом свете. С другой стороны, вера означает верность Богу. Жена, верная мужу, - это не та, которая верит в существование своего супруга или просто нуждается в его деньгах. Верной мы называем ту жену, которая имеет полное доверие к своему супругу, любит его всем сердцем и не изменяет ему даже в мыслях, но хочет быть только с ним, выполняет любое его желание и даже готова умереть за него. Такой верности Бог ждет и от нас.
Аналогия с семейной жизнью, на самом деле, принадлежит апостолу Павлу, который сравнивает Христом с женихом, а Церковь - с Его верной невестой (Еф. 5). Любой крещеный христианин становится невестой Христовой, но не обособленно, а через Церковь. Невестой Христовой можно быть лишь в той степени, в какой являешься живым членом Церкви. Именно поэтому св. Киприан Карфагенский говорил, что "вне Церкви нет спасения", так как Бог-Любовь, единый в трех Лицах, изливает Свою любовь не на тех, кто "верит только в душе", но только на собрание верных и любящих Христа. Любить Бога означает соблюдать Его заповеди (Ин. 14:15, 21) и желать вечной жизни с Ним.
6. Для того чтобы ребенок знал и соблюдал заповеди Божьи, его должны научить те, кто их знает. Те родители или крестные, которые никогда не читали Евангелие и не участвуют в жизни Церкви и богослужениях, никогда не смогут этому научить ребенка, но разве что будут оправдываться и искать себе извинений, как они обычно делают. Мы живем в те времена, когда большинство христиан окончили, по крайней мере, среднюю школу, могут читать, умеют обращаться с компьютером и мобильным телефоном, но не знают Десяти заповедей, Символа веры и других элементарных вещей, не говоря уже о более глубоком учении из Священного Писания. Именно поэтому, особенно в тех случаях, когда родители ребенка все еще "далеки от Церкви", они найти подготовленных и наученных крестных, которые помогут воспитать ребенка в вере. Крестные - это не спонсоры ребенка и вовсе не те, кого можно выбирать, руководствуясь чисто человеческими соображениями (по дружбе). Крестных надо выбирать, исходя из духовных критериев. При выборе крестного не может быть и речи о таких критериях, как коллегиальность, социальный статус, степень родства или боязнь кого-то обидеть. Если у человека есть проблемы со здоровьем, он идет к самому лучшему врачу. Если же у него есть друг-медик, который, тем не менее, не имеет высокой квалификации, то у человека на первом плане будет все же его здоровье, а не дружба, которую он может пошатнуть. Если дружеские отношения здоровы, им не будет ущерба от такого подхода. Напротив, друг-медик, если он не является хорошим специалистом, откажется экспериментировать на здоровье друга и порекомендует ему пойти к другому, более квалифицированному врачу. Крещение же гораздо важнее, чем удаление зуба или лечение аппендицита. У нас же все с ног на голову, и диву даешься, как легко люди соглашаются быть крестными (или так называемыми крестными). Думается, когда некоторые из них становились пионерами или комсомольцами, они и то проявляли больше ответственности, чем когда согласились стать крестными. Именно поэтому с первых же огласительных бесед крестные должны получить согласие Церкви. Но им может быть и отказано, если они не выполняют церковных условий. Если же родители настаивают на том, чтобы крестными были неверующие люди, церковь вправе отказать в совершении крещения, и это будет объективный и обоснованный отказ. Но если священник соглашается крестить, не познакомившись с родителями или крестными, договорившись о дате крещения по телефону или через свечницу, вся вина за судьбу ребенка падет на него, который оказывается "волком в овечьей шкуре". Некоторые скажут, что я преувеличиваю, но Христос и апостолы, бесспорно, на стороне этого бескомпромиссного подхода и не допускают того, чтобы священник превращался в «официанта», не знающего, как еще лучше угодить своим клиентам, чтобы не лишиться чаевых.
7. На практическом уровне родители должны выбрать одного или максимум двух крестных (не обязательно посаженных родителей), которые должны быть добрыми православными христианами и церковными людьми, с высокой степенью ответственности. Из таких крестных не следует ожидать материальных благ, но только, того, чтобы они добросовестно исполняли свой долг. Крестные - это не народный обычай, который сводится к угощению калачами, а вопрос жизни и смерти. Таким образом, на крещении должны быть один или два крестных, а не целый десяток кумов, которые приходят «сбоку припека», а иногда даже и не присутствуют на крещении, желая, чтобы их помянули "заочно". И если серьезный священник говорит им, что это неправильно, тогда они во имя "национального кумовства" (возведенного у молдаван на уровень догмата) идут к другим священникам, которые дерут с них втридорога, поминая имена тех, кто на самом деле не является крестным и вообще не имеет никакого отношения ко крещению!
После учению Церкви, все гораздо проще: у крещаемого мальчика должен быть восприемник, а у девочки - восприемница. Он (или она) исповедует веру от имени младенца и только он (или она) входит в духовное родство с его семьей. А все остальные желающие присутствовать на крещении - простые верующие (если таковые имеются), которые радуются вступлению нового члена в Церкви. И крещение следует воспринимать именно так - как праздник всей Церкви, который необходимо соединять с воскресной или праздничной литургией. Крещение - это вовсе не религиозный обряд, совершаемый в частном порядке неким лицом, словно ему не хочется, чтобы его беспокоила своим присутствии вся община.
8. Если родители ребенка или его крестный отказываются посещать огласительные беседы или проявляют безответственность в отношении дальнейшего христианского воспитания младенца, Церковь обязана отказать в совершении крещения. А фразы вроде "Ребенок-то в чем виноват?" следует направлять по обратному адресу - в укор родителям, а не в укор Евангелию. Крещение совершается не из жалости, а только на основании исповедания веры. Ведь Христос не сказал, что будут осуждены те, кто не крестится. Он говорил о суждении тех, кто уверует (Марк 16:16). В нашем календаре полно святых, которые не сподобились принять крещение (вовсе не потому, что этого не хотели). Однако в наших святцах нет ни одного святого, который не имел бы веры или принадлежал бы Церкви лишь формально, надеясь, что спасется, если будет вкушать красные яйца на Пасху. Вот почему, когда не выполняются все условия для Крещения, Церковь может и даже обязана отказать в совершении крещения. И никакой другой священник не может переступить через условия Самого Спасителя Христа. В тех случаях, когда священник не крестит ребенка из-за отсутствия платы, другой священник обязан совершить это таинство и сообщить епископу о деянии своего "коллеги". Но если священник отказывает в крещении из-за отсутствия веры, то в данном случае никакой другой иерей не может допускать снисхождения, поскольку речь идет не о субъективном решении священнослужителя, но об объективном отношении Церкви, выражаемом через священника, который не разменивает таинства Церкви на мелкую монету. И дай Бог побольше таких священников... Только так стадо Христово исцелится от формализма и лицемерия, сознательно исповедуя свою веру и воплощая ее в жизни.
Разумеется, все эти идеи - отнюдь не протестантские, но вполне православные и направлены на то, чтобы спасти православных и укрепить Церковь. Положительные и отрицательные аспекты истории нашей Церкви это подтверждают.
Да поможет нам Бог!
Foto:crestinortodox.ro