Практические средства катехизации в Церкви. Некоторые выводы и рекомендации

Mar 30, 2013 15:59

Оригинал взят у pa_o_lina в Практические средства катехизации в Церкви. Некоторые выводы и рекомендации


Pr. prof. dr. Vasile GordonIntroducere în catehetica ortodoxă” (București, 2003, pp. 141-152). Перевод с румынского.

Свящ. Василий Гордон (род. 1954) - доктор богословия, преподаватель катехетики и гомилетики  на православном богословском факультете имени Патриарха Юстиниана Бухарестского университета. Автор учебников по катехетике и гомилетике, а также примерно сотни статей на данную тематику.

Позвольте поделиться с вами переводом восьмой главы учебника "Введение в православную катехетику" для третьего курса богословских факультетов. Учебник издан православным богословским факультетом Бухарестского университета.

Взяться за перевод этого материала меня побудила новость о прошедшем в Твери семинаре "Формы и методы проведения катехизической работы по подготовке к участию в Таинствах Церкви".

***
Предварительные замечания. Наш пастырский опыт, каким бы скромным он ни был, указывает на серьезную потребность в катехизации для верующих всех возрастов, особенно в том, что касается познания и углубления православного учения. Мы имеем в виду, конечно, прояснение веры в основных ее положениях, одновременно с объяснением символов в богослужении, чтобы люди могли активнее в нем участвовать. Далее мы перечислим ряд практических средств, которые доступны любому священнику, независимо от того, служит ли он в городе или в сельской местности. При этом надо отметить, что наши рекомендации основаны исключительно на практическом опыте, накопленном почти за два десятилетия священнического служения сначала в сельской местности, затем в городе. При этом «методологические» различия незначительны. Разве что, разумеется, запросы у верующих в городской среде гораздо выше.



Перед тем, как перейти непосредственно к рекомендациям, следует обозначить ряд выводов, к которым мы пришли за годы пастырской деятельности. Во-первых, напомним, по разным причинам наши верующие, как правило, уделяют мало времени духовному деланию. Большинство ограничивается более или менее последовательным посещением церкви (в эту категорию входят так называемые "воскресные христиане"). Занятость наших верующих многочисленными делами и заботами о завтрашнем дне, трудности переходного периода и многое другое, с одной стороны, а с другой, недостаточное внимание, уделяемое духовному, вынуждают нас констатировать тот прискорбный факт, что у многих из них вера не просвещена. Даже после декабрьских событий 1989 года, после которых больше никого не притесняли на религиозной почве, когда в книжных магазинах и киосках появлялось все больше духовной литературы, мы пока не можем утверждать, что достигнут значительный прогресс в углублении православной веры. Конечно, существуют исключения. На каждом приходе есть христиане, у которых в этом отношении дело обстоит получше. Но осмелюсь предположить, едва ли таких много. Например, мало кто прочитал всю Библию целиком. А подавляющее большинство не знает, даже в общих чертах, смысл литургии, не говоря уже о других богослужениях. В этих условиях не удивительно, что буйным цветом цветут суеверия всех видов, а "парапсихологические" феномены, появившиеся у нас с недавних пор (радиэстезия, биоэнергетика, кристаллотерапия, йога и т.д.), завоевывают все больше приверженцев.

Нам следует со всей серьезностью учитывать тот факт, что многие наши верующие становятся жертвами суеверий, старых и новых сект, так называемых парапсихологических явлений, именно из-за невежества в вопросах веры. Это невежество, с одной стороны, можно объяснить отсутствием личного стремления к углублению веры, но, с другой стороны, и отсутствием систематической катехизации, которую проводили бы служители Церкви. Есть много христиан, которые хотели бы знать больше, чем им предлагается в воскресной проповеди, зачастую лишенной последовательности и убедительности. Такие христиане, ищущие ответов на вопросы веры, читают духовную литературу дома. Но когда они чего-то не понимают, то не всегда находят надлежащее участливое отношение со стороны священника, который мог бы им помочь разобраться с непонятным. И после нескольких таких "неудач", подкрепляемых другими причинами для недовольства священником, обоснованными или нет, верующий неизбежно обратится за «помощью» к инославным.

Во избежание этого необходимо пересмотреть принципы учительства, не оставляя, конечно, без внимания два других аспекта пресвитерского служения - освящения и пастырства. Мы понимаем, что современные средства катехизации, о которых мы расскажем далее, не являются новшеством в пастырско-миссионерской практике. Так, нам известно немалое число священников, которые уже их используют. Но мы выступаем за активное внедрение и распространение этих средств, разумеется, с учетом местной специфики. Понятно, что в углублении веры могут помочь не только такие методы. Однако опыт нам показал, что представленные формы весьма эффективны. Вот некоторые из них: учительная (огласительная) беседа после будничных богослужений, еженедельный диалог, приходская библиотека и приходские публикации.

(продолжение следует)

1. Учительная (огласительная) беседа.
2. Еженедельный диалог.
3. Приходская библиотека.
4. Приходской листок.

Румыния, катехетика, катехизация, приход

Previous post Next post
Up