Интересно, что в «миссионерские» эпохи, например в апостольском веке, или в первые три века Христианской Церкви у проповедников Евангелия не было необходимости отличаться от своих слушателей особой одеждой. Наоборот, они стремились выглядеть как можно более похожими на них, чтобы говорить с ними на их языке (1Кор 9:22). Особая «духовная» одежда появляется в то время, когда миссионерство практически исчезает или становится исключением.
В настоящее время Церковь оказалась совершенно в новых условиях жизни. Мы, в отличие от дореволюционной Российской империи, живем не в православном, а в секуляризованном обществе. Подавляющее большинство окружающих людей не знает Христа. В лучшем случае им поверхностно знакомы некоторые православные обычаи, да и то понимают их, как правило, в суеверном, языческом духе. Перед Церковью в этой ситуации встает задача миссии с новой, невиданной доселе силой.
Многие священники (и я в том числе) сталкиваются со следующей особенностью восприятия людьми священнической одежды. Подрясник помогает немногочисленным церковным людям, встреченным на улице, опознать священника. Правда, в этом нет необходимости: даже в большом городе многих священников знают в лицо, кроме того, легко узнать священнослужителя по мирному, аккуратному виду, даже если он не носит архаичной прически и бороды. В то же время среди нецерковных людей к облачению проявляют интерес в первую очередь пьяные, враждебно настроенные, атеисты, сектанты, склонные к неконструктивной полемике и пр. Тех же, кто хочет что-то спросить, посоветоваться, просто поговорить, подрясник, наоборот, отпугивает. Получается, что подрясник облегчает общение с церковными людьми, которые и так недостатка в нем не имеют, но затрудняет общение с не церковными людьми, которые в таковом нуждаются. Этот вывод сделан на основе многолетних наблюдений многих священников. Выходит, что из миссионерских соображений священник должен искать способ приблизиться к людям, а не противопоставлять себя им, с помощью особой формы одежды.
Итак: канонических постановлений, предписывающих священнослужителям всегда быть в подряснике, нет. Традиция ношения облачения не является древней, а появляется, практически, в Новое время, причем в связи с сословным делением общества. Миссионерская деятельность Церкви требует от проповедников Слова Божьего не отделять себя от людей внешними знаками, а наоборот, стать ближе к ним. Нужно ли в таком случае священнику носить подрясник всегда и везде?
Из статьи
НУЖНО ЛИ СВЯЩЕННИКУ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ НОСИТЬ ПОДРЯСНИК?Автор: Савва Игорь, прот.