Епископ-катехизатор

Feb 25, 2011 21:00

Дмитренко Анна.
Епископ Макарий (Опоцкий) (1872-ок.1937 гг.): деятельность по устроению общин и братств

Отрывок из доклада на Сретенских чтениях 2011 года

Осмысливая путь епископа Макария (Опоцкого), отметим, прежде всего, целостность его жизни и веры. Отец Николай Опоцкий не был выходцем из среды духовенства. Его выбор священнического служения свидетельствуют о личном призвании от Бога. Принимая впоследствии монашеские обеты, он посвятил всю свою жизнь без остатка служению Богу и Церкви. Свою последующую епископскую хиротонию владыка Макарий рассматривал как обретение больших возможностей для этого служения.
....

Видя, как сложно идея братской жизни пробивает себе дорогу в современной церковной действительности, он составил программу реорганизации прихода. Различая приходы по своему составу, целям, задачам и добродетелям он выделил четыре основных типа: клерикальный, буржуазный,  огласительный и братский. Он говорил: «приходская жизнь народа является для меня не вопросом досужей (кабинетной) фантазии, а вопросом, решению которого я посвятил жизнь свою и вот уже 15 лет решаю его, живя и трудясь на лоне сельского прихода Новгородской епархии. Много я читал статей о реорганизации приходской жизни и пришел к такому заключению: не проекты могут реорганизовать приход, а живая душа, беспредельно любящая Христа и во имя Его решившаяся идти к народу с благовестием о Христе и его св. правде самоотверженной до креста любви к друзьям веры».
....
Подводя итог нашему исследованию, отметим, что, безусловно, одним из ключевых моментов биографии владыки Макария (Опоцкого) стало его знакомство с Неплюевым - основателем и блюстителем Крестовоздвиженского трудового братства. Опыт Неплюева оказался абсолютно созвучен духовным устремлениям и размышлениям отца Николая. До конца своей жизни он являлся едва ли не единственным  достойным учеником и последователем Николая Николаевича. Именно знакомство с Неплюевым дало возможность отцу Николаю отчетливо увидеть путь возрождения церкви через миссию, просвещение и общинно-братскую жизнь. Практический опыт и глубокое размышление над этими вопросами позволили ему сформулировать программу приходской реформы, в которой он представил подробный анализ разных типов устроения приходской жизни. В основе его программы лежит утверждение, что внешние, пусть даже благочестивые вещи, не могут изменить сущностных глубин человека и только созидание жизни на евангельских основаниях в «христиански-просветительном Трудовом Братстве» дает возможность подлинного возрождения и преображения личности. Верность Неплюеву и его делу владыка Макарий пронес через всю свою жизнь, невзирая на сложности, неудачи, препятствия и гонения.

....

Оценивая значимость для Церкви служения епископа Макария (Опоцкого) отметим, что многие вопросы возрождения церковной жизни, поставленные в начале ХХ в., не потеряли своей актуальности. Сегодня многими осознается важность возрождения соборного начала и оживления приходской жизни, а также то, что катехизация является основой сознательного вхождения в Церковь. От того, как Церковь будет решать эти вопросы, во многом зависит ее будущее.

братство, еп. Макарий (Опоцкий), катехизация, приход

Previous post Next post
Up