Некоторые записи из Дневников св. Николая Японского за 1904 год. На мой скромный взгляд, есть над чем подумать теперь спустя более сотни лет... особенно важны изменения отношений с протестантскими церквами.
Оригинал взят у
ruponia в
Выдержки из дневников святителя Николая Японского: 1904 г. 26 Декабря 1903 / 8 Января 1904. Пятница. 2-й день Праздника Рождества Христова.
<...> С негодованием в душе вышел от юного секретаря А-ва, так любящего копировать императора Вильгельма в фабрении своих усов: ...на главной стене в комнате высоко водружена буддийская божница; «я так люблю это», говорит.
- А иконы-то нет у вас? - спрашиваю, не видя нигде оной по стенам.
Нет, есть, - говорит, - вот она, - и указывает на входную стену; действительно налево от порога в углу высоко едва видна какая-то крошечная иконка. Так и отпечатался во всем этом интеллигент последней формации, без религии и без здравого смысла, один из захиренных баранов Панургова стада. А еще с такой прямо русской фамилией! Гадко! Сколько он в свою жизнь наложит грязных пятен на русское имя! Какое мерзкое воспитание ныне дают и каких нравственных калек выпускают в жизнь!
23 Июля / 5 Августа 1904.Пятница.
<...> Усердное служение наших священников у военнопленных и хорошее обращение японцев с военнопленными вообще немало пользы принесут для Японской Православной Церкви и для сближения Японии и России вообще: больше тысячи пленных, вернувшись, разойдутся в тысячи мест России и везде молвят доброе слово о японцах и Японской Православной Церкви.
Нужно надеяться, что с пленными японцами в России также обраща ются хорошо, и они, вернувшись домой, молвят не менее доброе слово о России...
26 Июня / 8 Августа 1904. Понедельник.
<...> Доктор Ясосима, сострадающий моему одиночеству за удалением всех русских по случаю войны, сегодня прислал мне шелковый круглый веер и корзину яблоков и дуль. Не знаю, чем одаривать его, как завзятый буддист, христианских книжек не берет, больше у меня нет ничего для подарков.
11/24 Октября 1904. Понедельник.
Остались мелочи по приготовлению и печати Церковных Евангелий и Апостола и исправленного Ирмология. Пора приступать к Октоиху. Боже, еще целое море переводов! Но зато какая польза будет от них! Нужно только в церкви внятно читать и петь, а молящемуся внимательно прислушиваться, - и целое море христианского научения вливается в душу, - озаряет ум познанием догматов, оживляет сердце святою поэзиею, оживляет и движет волю вслед святых примеров. Это не протестантская церковная беднота, пробавляющаяся несколькими ветхозаветными псалмами, своими слезливыми стишками и самодельной каждого пастыря проповедью - «чем богаты, тем и рады», - и не католическая богомольная тарабарщина с органными завываниями. Это - светлая, живая, авторитетная проповедь и молитва устами всей Церкви Вселенской, голосом Боговдохновенных Святых Отцев, в совокупности столь же авторитетных, как Евангелисты и Апостолы, верховодители церковной молитвы... Помоги, Боже!
19 Ноября / 2 Декабря 1904.Пятница.
Никто так [не] ненавидит Россию и не желает ей зла, как протестантские миссионеры. Почему? Да потому что Россия не дает им раз вращать себя. Во всех зазряд протестантских изданиях, если встречается что про Россию, так непременно злое и хульное. <...> О, лицемеры и пройдохи!