Как живут долгосрочные миссионеры
Больше десяти лет отец Лука и матушка Фейс Веронис служили миссионерами в Албании под духовным руководством архиепископа Анастасия (Яннулатоса), при этом отец Лука руководил Свято-Воскресенской Богословской Семинарией в Дурресе. Семья Веронис сейчас вернулась в США, где о.Лука является настоятелем храма святых Константина и Елены (Греческая Православная Церковь) в Вебстере, Массачусетс, и адъюнкт-профессором миссиологии Греческой Православной Богословской школы Святого Креста и Свято-Владимирской Семинарии. Далее отец Лука предлагает вдохновляющий отчет о жизни в условиях миссии, и о том, чего это стоит - быть долгосрочным миссионером.
Адаптация к новой культуре
О. ЛУКА: Разные люди имеют разное мнение о том, в чем заключается смысл миссии. Некоторые считают ее романтическим путешествием, и это справедливо, ведь с миссией сопряжены волнения и риск, особенно в ее начальной стадии. Как только кто-то приходит в миссионерское поле и начинается повседневная жизнь, когда он пытается проповедовать Евангелие среди замкнутых и незаинтересованных людей, романтика быстро исчезает. Это стадия разочарования, и через нее проходят все миссионеры. Миссионер должен перебороть его, и как только он смог это сделать - он готов к серьезной миссионерской работе. Он понимает, что преданность, необходимая для подлинного миссионерства, должна быть выше любых препятствий и разочарований, такая преданность не жалеет времени, усилий, самопожертвования.
Жизнь миссионера - это жизнь на кресте, жертвенная жизнь, жизнь смиренного служения, которая не всегда будет оценена. Архиепископ сказал, что миссионер должен быть готовым быть распятым теми людьми, которым он пытался помочь. Мы не должны быть сломлены, когда это случится.
ДОРОГА В ЭММАУС: В моем представлении, начальный период миссионерского энтузиазма сродни тому, что переживает новообращенный христианин. Помню, как некогда я высказал пожелание, чтобы горячий новообращенный-энтузиаст спустился на землю, но один русский друг сказал: «О нет, это его духовное детство. Не лишайте его этого. Он никогда больше не будет так невинно счастлив в течение всей своей христианской жизни. Очень скоро он узнает о трудностях и неурядицах нашей земной Церкви, но сейчас Господь дал ему небесную радость. Все это пройдет естественным путем в свое время, и тогда он будет бороться». Я думаю, он был прав. Но когда начинается борьба, как вы помогаете новым миссионерам адаптироваться?
О. ЛУКА: Этапы, которые проходит миссионер, вполне типичны. Как я и говорил, поначалу присутствует восторг вхождения в иную культуру, встреч с новыми людьми, горячий энтузиазм. «Ах, эти люди чудесны…»
К примеру, в одном из моих первых кратковременных путешествий в Африку я жил в деревне в течение месяца. Я наблюдал, как кенийцы в течение часа идут пешком в церковь, затем сидят в церкви часами, не торопясь поскорее уйти. Внешнему наблюдателю они кажутся такими радостными и верными, что выделаете вывод - эти люди просто замечательны. После того, как вы проведете в этой культуре немного больше времени, вы начнете видеть и другие стороны: «Да, некоторые из них действительно благочестивые христиане… но здесь также слоняются некоторые личности, которые пытаются что-то раздобыть в церкви, они не очень честны и искренни».
Как правило, через пять или шесть месяцев миссионерской работы маятник качнется в другую сторону и миссионер начинает видеть все в дурном свете. Это самое опасное время. Я видел настолько разочарованных миссионеров, что они покидали поле миссии - или же они не покидали, но позволяли своему разочарованию омрачить весь их опыт. Они видели всех и вся в мрачном свете. Если это происходит, это трагедия, и для такого миссионера лучше уйти вообще, чем давать настолько искаженное представление о Евангелии.
Очень важно подготовить миссионеров к этим двум этапам, и есть еще одна стадия, которой достигнет со временем любой хороший миссионер. На третьем этапе миссионер начинает видеть как хорошее, так и дурное в данной культуре. В любой культуре, включая собственную, мы видим, что есть верующие, благочестивые люди, равно как и аферисты, и просто неискренние люди. Также есть хорошие люди, которые слабы, и которые могут впасть в искушение. Такова действительность.
ДОРОГА В ЭММАУС: Жизни на земле.
О. ЛУКА: Именно, повсюду. Мы не можем отправляться на миссионерскую работу, ожидая, что нас встретят открытые люди, готовые принять Евангелие. Важно поставить перед миссионером в иной культуре задачу адаптироваться как можно скорее, но не стать своим, не отказаться от собственной культуры, слепо пытаясь перенять новую. Это опасно. Когда вы становитесь миссионером, вы становитесь человеком без собственного дома. Хотя вы и оставили свою культуру, вы никогда полностью не адаптируетесь к новой.
Коренные жители никогда в действительности не будут относиться к вам, как к одному из них, как бы вы не старались. Вы становитесь человеком третьей культуры. Еще одной распространенной ошибкой миссионеров в истории западного христианства было создание «западной территории», небольшого западного общества, в условиях иной культуры. Когда вы оставляете эту территорию утром, вы входите в местную культуру, но когда вы возвращаетесь ночью, у вас все как дома. Не стоит ставить такую цель. Мы должны пытаться жить среди людей, близко к людям.
ДОРОГА В ЭММАУС: Святой Макарий Алтайский пришел к выводу, что если бы он оставил новых христиан Алтая в их деревнях, они бы вернулись к своим дохристианским практикам. Влияние общества было слишком сильным. Поэтому он создал новые христианские деревни в том обществе, и попросил христиан, которых он крестил, жить там. Испанские миссионеры в Калифорнии делали то же самое. Что вы об этом думаете?
О. ЛУКА: Есть «за» и «против» у этих двух различных методов. Есть все основания изымать людей из их культуры и пытаться создать деревню новообращенных, и есть нечто положительное в том, чтобы избегать искушений, которые могут оказаться слишком сильны для новообращенного христианина. Опасность отрыва местных жителей от их культурной среды в том, что они могут утратить связь с людьми, которых они оставили позади.
ДОРОГА В ЭММАУС: Также, как мне кажется, они будут зависеть от миссионера, который был вдохновителем для деревни.
О. ЛУКА: Да, и до некоторой степени у них будет искушение принять культурный багаж миссионера, западного или какого-то другого, и тогда им будет трудно стать солью для своей собственной земли. Аналогично, миссионерские инстанции на протяжении веков также знали еще об одной опасности - если отделить исконного христианина от его культурной среды, и выслать его в миссию - на обучение или в семинарию, после того как он проживет в другой культуре четыре-пять лет, он не сможет приспособиться к своей. Его собственные сограждане будут воспринимать его как иностранца, когда он вернется - и многие не возвращаются вообще.
ДОРОГА В ЭММАУС: Мы говорим о миссионерах, которые отправляются в новую культуру, но есть еще и другое миссионеры - как, например, грек святой Косьма Этолийский, который нигде не селился, но путешествовал по всей Греции и современной Албании, проповедуя как христианам, так и мусульманам. Еще одним миссионером был святой Симеон Столпник, который никуда не ходил. Люди приходили к его столпу на юг арабского полуострова - не только за духовной помощью, но за молитвенной помощью при плохих урожаях или плохой погоде. Арабские племена приходили к нему, чтобы он разрешал их тяжбы, также как и западные народы, из Парижа, Рима, Британии.
О. ЛУКА: В нашей православной традиции имеются примеры далеко простирающейся миссионерской деятельности апостола Павла, св. Кирила и Мефодия, св. Иннокентия Аляскинского, но у нас также есть примеры монашествующих, которые селились в некоем регионе, достигали высокого уровня святости, и со временем, воссияв, становились центром притяжения для людей.
ДОРОГА В ЭММАУС: Как свеча перед иконой - и так ярко, что каждый приходил посмотреть, что это было.
О.ЛУКА: Да. Нужны и те, и другие. Одна из самых больших опасностей в нашей Церкви это то, что я иногда слышу, как люди говорят - «Вот этот идеал святого человека, который поселился в местности и сам привлекает к себе людей - это и есть истинное православие. Это наша единственная форма миссионерства». Это совершенно неверно. Да, конечно же, это молчаливое свидетельство можно разглядеть сквозь столетия, но в то же самое время, у нас были миссионеры, которые сознательно шли в народ, и, отправляясь в другие места, пересекали границы культурных сообществ. Начиная с четвертого века, у нас имеется множество примеров монахов, которые не только уходили в пустыню, чтобы удалиться от общества, но также и тех, которые селились близко к языческим деревням, и намеренно объединялись с другими монашествующими в организованные группы для проповеди Евангелия.