Тайна миссии

Apr 03, 2012 08:48

Особенности богословия архиепископа Анастасия (Яннулатоса)

Архиепископ Анастасий, современный миссиолог и миссионер, предстоятель Православной церкви в Албании, внес значительный вклад в развитие богословия миссии и истории религии. Он является автором 18 книг, 4 катехизисов и более 240 статей и эссе.

С 1991 года он осуществляет миссионерское служение в Албании. Вторая половина «албанского периода» (с 2000 г.) стала самой плодотворной для его богословия миссии. Вышло десять исследований владыки, которые были переведены на разные языки мира. В чем же особенность взглядов архиеп. Анастасия на миссию с точки зрения «явления славы Божьей»?

I. Рассмотрение миссии с доксологической позиции


Архиепископ Анастасий любит употреблять выражение «manifestation of God's glory» или «явление славы Божьей», когда речь идет о том, что такое миссия по существу. Владыка Анастасий, соглашаясь с общепринятыми церковными позициями и определениями, предлагает рассмотреть миссию с точки зрения Божьего присутствия и явления Его славы. Он называет этот подход доксологическим. Корень слова «доксология» идет из греческого языка: «докса» - это звучание слова «слава» по-гречески.

Интересно, что уже в 1965 году в полном варианте статьи под названием «Цель и мотивация миссии» архиеп. Анастасий предлагает новое определение миссии с доксологическим видением. Эта статья вышла в сжатом переводе на русский язык и была напечатана в 37-м номере журнала «Православная община» в 1997 году. В полном варианте этой статьи, которая входит в книгу «Миссия по пути Христа», владыка Анастасий говорит о том, что чем больше человек погружается в тайну Церкви, Ее жизни, богослужения и традиции, тем очевиднее становится для него следующее понимание миссии: «миссия - это передача слова и благодати Божьей и явление Божьей славы, открывающейся и чаемой во Христе, "до края земли" и до скончания времен - для Нее (Церкви) является глубинным внутренним императивом»1.

В этом определении раскрывается содержательная сторона миссии (передача слова, благодати, явление Божьей славы) с мистическим наполнением. Кроме этого, архиеп. Анастасий ставит особые акценты на христоцентричности («во Христе»), вселенском измерении («до края земли»), эсхатологии («до скончания времен») и экклезиологии («является глубинным внутренним императивом» для Церкви). По мнению архиеп. Анастасия, доксологическое видение миссии не исключает другие измерения христианского опыта и жизни, а наоборот, включает и объединяет их2.

Христианская миссия является частью Божьей миссии, которая осуществляется с момента грехопадения. Что касается целей обеих миссий, то они не могут быть различны, так как Сам Христос отправляет Своих учеников на миссию, доверяя продолжать Свое дело. Ученикам доверено идти и научить все народы, распространяя славу Божью. Конечная цель будет достигнута, когда вся вселенная наполнится сиянием славы Божьей. «Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божью и стать ее причастником»3. Эта мысль, благодаря влиянию трудов архиеп. Анастасия, развивается и в Учебнике по миссиологии Миссионерского отдела РПЦ (в подглаве «Сотериологические задачи миссии»).
Читать далее

СФИ, миссиология, Албания, архиепископ Анастасий (Яннулатос), опыт православной миссии

Previous post Next post
Up