Из слова Давида Гзгзяна на круглом столе "Современные проблемы возрождения катехизации в РПЦ":
"Когда отец Василе говорил, что недостаток современной православной практики состоит в том, что священник одинок, я подумал: с одной стороны, безусловно, это так, а с другой стороны, ведь в каком-то смысле все и начинается с момента, когда человек одинок. Одинок в своей ответственности. Не обязательно физически или психологически, но духовно, мистически он одинок в том смысле, что нельзя ни на кого эту ответственность переложить. Вот что особенно тяжело в миссионерском усилии.
Здесь присутствует много моих коллег по катехизации. Нам хорошо известно, что начать оглашение в группе, которая уже собрана и сидит перед тобой, - не самое страшное, хотя и страшновато, особенно в первый раз. Куда страшнее в своем неуверенном одиночестве выйти к людям малознакомым или вовсе незнакомым и выдавить из себя живое слово о том, во что веришь. Дело не в том, что тебя могут не понять или просто посмеяться. Дело в том, что может провалиться то дело, за которое ты отвечаешь. А в этой ответственности человек в определенный момент бывает одинок. Я хочу подчеркнуть именно слово "ответственность". С такого одиночества все и начинается".
Из слова прот. Игоря Кропочева на этом же круглом столе:
"Ещё сегодня говорилось о миссии, и тоже прозвучало некое сожаление: как тяжело сейчас заниматься миссией. С катехизацией, по крайней мере, в теории, более или менее все понятно, вдобавое есть какой-то опыт. Но как выйти навстречу к этим внешним людям, которые часто ни во что и ни в кого не верят, которые тебя не принимают, - как им рассказать о Христе? Здесь мы сталкиваемся с одиночеством ответственности, когда "один в поле воин", как уже говорилось. Если на эту ситуацию снова смотретьчерез парадигму духовного индивидуализма, то, безусловно, дело представляется очень страшным, невынносимо тяжелым и фактически невозможным. Но это как раз тот случай, когда человеку невозможно, а Богу это возможно (см. Мф 19:26). Но важно то, как Богу это оказывается возможным, - через церковь. Миссионерское служение предполагает посланничество в мир: если ты миссионер, значит - посланник. Но это также предполагает, что кто-то или что-то его посылает. Эти "что-то" - церковь, община, т.е. миссионер всегда должен за собой ощущать общину. Миссионеру нужно чувствовать поддержку единоверных и единодушных с ним людей, когда он выходит к другим людям, которые часто не хотят его принимать, чтобы забрать их из власти тьмы, развернуть их от пути смерти к пути жизни. Но одному, индивидуально это сделать невозможно. Иначе действительно можно от одиночества и беспомощности впасть в отчаяние и в уныние".
Из материалов конференции
«Традиции святоотеческой катехизации. Пути возрождения». изд. СФИ, 2011 г.
Здесь можно заказать сборник.