Из комментариев: монашество сегодня

Jan 17, 2010 23:21

              Уважаемые друзья! Под меткой "из комментариев" в темы сообщества будут выноситься вопросы, которые могут быть интересны для более глубокого осмысления и/или обсуждения.


rivertsna   пишет:

«По моему мнению, насколько удалился мир от Христа, настолько же удалилось и монашество. Если во времена святителя оно было похоже на мартовский снег ( Read more... )

монашество, из комментариев, святитель Игнатий Брянчанинов, актуальное

Leave a comment

masterwind January 18 2010, 14:53:43 UTC
Понимаю :)). Вместе с тем, и те, кто под «миром» могут здесь подразумеваться, от того же мира, который типа не подразумевается ))).
«Не о всех молюсь, но о тех, кого Ты дал Мне...». Никогда не было массовости )), никогда не шли стройными рядами, более того - это никогда никем не подразумевалось и не ожидалось.
Не кажется ли тебе, что здесь, в вопросе (и во взгляде в целом), заложена подмена, сбивающая с трезвого взгляда? Сравниваются величины, отстраненные от сути вопроса. Во-вторых, говорить о монашестве немонаху - нонсенс, в-третьих, в христианстве (Православном) нет деления на монахов и немонахов; в-четвертых, те, о ком Христос сказал «... и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12) - монахи, в изначальном разумении, - это никогда не было массовым, всегда путь единиц. Массовое «хождение в монахи» в себе этого не несет, там причины психологические, нравственные... и это же возвращает к во-первых )). К тому, что заключает слова Христа по этой теме - кто может вместить, да вместит.

Какими категориями мерить будем? :)) Чем оценивать плоды, если они есть?

Reply

streltzoff January 18 2010, 15:41:23 UTC
Буду краток.=)))))))))))
Никакой подмены не вижу, есть повод задуматься над тем, что нЕ к кому обратиться: "визуальных", живых образцов для подражания, за рясу которых можно было бы держаться нам, не осталось...
Вот мой любимый Фудель: "Монастырь... за монастырской стеной был или есть, со стороны его взыскания человеком, откровенное и светлое признание этим человеком своей немощи, невозможности спастись без этих высоких стен, отгораживающих его как-то от заразы общечеловеческого тления, т. е. в своем историческом бытии он был логическим выводом смирения, не полагающегося на свои силы и, в то же время, ищущего полноты божественного познания и любви".
Теперь же, если и ищут, то не находят, потому что оставлено, забыто, попрано основное делание монаха - умное делание (конечно, может быть, что единицы и остались).
К чему я это? Надо какбэ с Божией помощью самим выгребать. Как? Мне очень нравится идея "монастыря в миру", прот.Валентин Свенцицкий много писал о ней, но вот как об этом у Фуделя:"Монастырь в миру есть борьба со своим обмирщением. Монастырь в миру есть то, чтобы, спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Он есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души, в то время как человек окружен всем шумом истории. Он есть память - любовь Божия, незаглушаемая этим шумом, Он есть сокровенная духовная жизнь".
И дальше у него замечательно: "Если Христос дал общие для всех законы" - общую закономерность и обязательства духовной жизни - то очевидно, что всякий христианин - и монах и мирской - должен быть "иноком", гражданином иного, божественного мира, который по мере своих сил, и по мере своего стяжания Царства Божия, которое "внутри нас".
Вот Феофан Затворник: "В пустыне кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение - всякому неотложный закон: очистить сердце свое от страстей".
И вот я считаю, что этот путь очищения путём наименьших духовных потерь возможен, если следовать советам свт.Игнатия, который донёс до нас в чистоте учение святых отцов.
Дело Божие не должно умирать.=)
И не осуждать монахов был призван этот пост, а поразмыслить: и что же нам в такой ситуации делать?=)
Прости за сумбур.=)

Reply

masterwind January 18 2010, 16:09:32 UTC
Донес свт. Игнатий... ))))))))) Мдя. А сами св. отцы хде? :)))) Недоступны аки призраки неуловимыя?
Брянчанинова вне контекста - места и времени, рассматривать невозможно, поскольку его «сделало» именно место и время.
Я про осуждение ни слова ни сказал :)).
Насчет «монашества в миру» ты сам сказал :)). От этого и «пляшем» к вопросу - что есть монах? В глубоком смысле, о котором сказано «да разумеет», копаться не будем )), ибо не по чину. Я не про человеческие чины. Их всегда единицы. В любое время. И они никогда не на виду.
В более понятном нам смысле, нет разницы, за стенами ты или вне стен. У того же Брянчанинова (не скажу где, ибо более 20 лет назад читано) есть фраза, что легко спрятаться за стенами монастыря, оградив себя от влияния мира, от провокаций, ты попробуй быть в мире и сохранить в себе Царство. Отсюда можно много чего вывести, хоть мысль и не нова. Ни Христос, ни апостолы, не призывали бежать в пустыни. К тому же, что толку бежать в пустыню, тащя за собой мир в себе. Он тебя и в пустыне не отпустит. То есть, шаг в пустыню - это шаг за нечто бОльшим, то что «да разумеет», это не просто спрятаться в ограде, заткнуть уши и крепко зажмуриться и бороть в себе мир, истощая плоть и отупляя мозг бубнением. Преображение, обожение, - не сублимация.
И Свенцицкий, и Феофан Затворник, как основные апологеты монашества в миру, тоже не слепцы были )), и наблюдали свое время, и видели тенденцию, и исходя из этого сказали то что сказали.
Какой визуальный образ? Костыль, за который подержаться можно? :)) А когда они были? Ну, мелькали один на миллион. И что? Как правило, своим временем, церковью, они были гонимы. И далеко не все были монахами )), более того, даже не все были клириками. А «официальный статус» - ритуал пострига, так ваще появился не сразу. Монашество - личный выбор и личное предстояние перед Богом.
Ну, в миру. И что? Что определяет монашество? Тетки? Жратва? Мир? Бог? Критерий какой? Ряса? Клобук? Четки?

Reply

streltzoff January 18 2010, 16:35:38 UTC
Ну а что тут отвечать? Насколько я понял, а разбирал долго=), мы об одном и том же с тобой и говорим.
Вот признался ты, что читал лет 20 назад святителя - это и видно, раз задаёшь такой вопрос: мол, Игнатий донёс,а где остальные святые? - они там, у него в книгах, все до одного, и все действительно святые, и говорят с нами, и учат нас, и сочувствуют, и сопереживают нам со страниц книг Игнатия.=)
Впрочем, никто и не говорит, что других отцов читать не надо, наоборот, сам святитель настаивал на их чтении и изучении, даже учил, как читать с наибольшей пользой для современного человека.=)

Reply

masterwind January 18 2010, 16:53:32 UTC
Лет 20 назад я читал «объемно» :)), потом кое что по случаю :)).
к Христу подошел человек и сказал: Равви, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
- Исполняй заповеди.
- Всё исполнил от младых ногтей.
- Тогда раздай всё чем богат, возьми свой крест и иди за Мной.
Всё. В этом квинтэссенция. ))
Люди пытаются дотянуться на ощупь до того, что где-то там, за горизонтом, считая, что вот там, где он стоит (лежит, сидит и пр.) ничего нет. То есть, позиция ягненка в яме, который вопил: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй (спаси) мя! нас не устраивает :)). Нам надо осязаемо разложить на полки то, к чему не прикасались, чего вместить не можем, опыт в чем отсутствует и т.д.
Я может тупой, но не понимаю, а что я у Брянчанинова могу видеть из того, что не могу увидеть без него? Компиляции из св. отцев вижу, хроническое недовольство всем вокруг вижу, сухой параграф вижу, (вполне допуская, что на вкус и цвет товарища нет). Милости не вижу, любви не вижу, мягкости не вижу. Академическое изложение христологии вижу, Христа не вижу. У Иерофея Влахоса например, вижу. У Антония Блума вижу. У Исаака Сирина вижу. У Игнатия Брянчанинова не вижу.

Reply

yu_mon January 18 2010, 17:04:10 UTC
+ 100!

Reply

streltzoff January 18 2010, 17:07:24 UTC
К сожалению, для меня это минус мильон!=)

Reply

yu_mon January 18 2010, 17:11:18 UTC
ясен пень...:)
зато плюрализьм мнений - это здорово, честно.:)

Reply

streltzoff January 18 2010, 17:45:22 UTC
Ето да, но всё же хотелось видеть плюрализьм обоснованных мнений. Впрочем, если человек решил, что это для него не близко - штожа тут поделаешь?=)

Reply

yu_mon January 18 2010, 17:59:19 UTC
а я вот в данный момент сижу, читаю свт.Игнатия некоторое, пытаясь найти близкое. Мне действительно интересно.:)
Так что если что-то моё ранее сформировавшееся мнение изменит, - упираться не буду.:))

Reply

streltzoff January 18 2010, 18:02:09 UTC
=)))))))))))

Reply

streltzoff January 18 2010, 17:09:17 UTC
Ну, ты хотя бы допускаешь мысль, что если ты этого не видишь, то это вовсе не значит, что этого там действительно нету?=)

Reply

masterwind January 18 2010, 17:20:12 UTC
:))))) Допускаю конечно, я не истина в последней инстанции, сумевшая объять всё.

Я всё это сказал не против Игнатия... я сказал в иную сторону )).
Ап. Павел обличал в посланиях конкретно, не стесняясь в «сказать в лоб» и, как читаем там же, на него таки обижались, но сколько любви в этих обличениях... ни капли осуждения, брюзжания, казарменного вразумления... Людей жалеть надо )). И слабости их жалеть. Не потакать слабостям, но жалеть. Веди и Христос жалел )), «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» (Мф.9.36-38) Он не осуждал слабости, поскольку «человеку это невозможно», Он являл Себя - всё о чем Я говорю - во Мне, Я есть то, о чем говорю. Не через «ходите строем», а через милость.
При этом, я понимаю, почему некоторым монахам Брянчанинов по вкусу пришелся )). Некоторым, потому что не всем. И мне у него кое-что близко )). А что-то далеко. И, надеюсь, к этому далекому я никогда не приближусь.
Ладно. )) Не держи зуб на меня )).

Reply

streltzoff January 18 2010, 17:35:08 UTC
Да чо ты - какой исчо зуб?=)
Просто вижу, что читал ты его плохо.
Не осуждал он слабости человеческие, всё его "брюзжание", как ты выразился, против лицемерия и фарисейства, против попрания Истины.
я с удовольствием часто перечитываю его "Плач инока о брате, впадшем во искушение" - вот это, я те скажу, в иные минуты для меня служит величайшим утешением.
В общем, если сочтёшь нужным для себя изучить наследие святителя поближе, заходы - пагаварим!=)

Reply

masterwind January 18 2010, 17:47:31 UTC
:) ok

Reply

masterwind January 18 2010, 18:57:31 UTC
Специально перечитал «Плач» ))). Гомер блин. Поэма. В 19в.
Всё, не брюзжу )).

Reply


Leave a comment

Up