Уважаемые друзья! Под меткой "из комментариев" в темы сообщества будут выноситься вопросы, которые могут быть интересны для более глубокого осмысления и/или обсуждения.
rivertsna пишет:
«По моему мнению, насколько удалился мир от Христа, настолько же удалилось и монашество. Если во времена святителя оно было похоже на мартовский снег
(
Read more... )
«Не о всех молюсь, но о тех, кого Ты дал Мне...». Никогда не было массовости )), никогда не шли стройными рядами, более того - это никогда никем не подразумевалось и не ожидалось.
Не кажется ли тебе, что здесь, в вопросе (и во взгляде в целом), заложена подмена, сбивающая с трезвого взгляда? Сравниваются величины, отстраненные от сути вопроса. Во-вторых, говорить о монашестве немонаху - нонсенс, в-третьих, в христианстве (Православном) нет деления на монахов и немонахов; в-четвертых, те, о ком Христос сказал «... и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12) - монахи, в изначальном разумении, - это никогда не было массовым, всегда путь единиц. Массовое «хождение в монахи» в себе этого не несет, там причины психологические, нравственные... и это же возвращает к во-первых )). К тому, что заключает слова Христа по этой теме - кто может вместить, да вместит.
Какими категориями мерить будем? :)) Чем оценивать плоды, если они есть?
Reply
Никакой подмены не вижу, есть повод задуматься над тем, что нЕ к кому обратиться: "визуальных", живых образцов для подражания, за рясу которых можно было бы держаться нам, не осталось...
Вот мой любимый Фудель: "Монастырь... за монастырской стеной был или есть, со стороны его взыскания человеком, откровенное и светлое признание этим человеком своей немощи, невозможности спастись без этих высоких стен, отгораживающих его как-то от заразы общечеловеческого тления, т. е. в своем историческом бытии он был логическим выводом смирения, не полагающегося на свои силы и, в то же время, ищущего полноты божественного познания и любви".
Теперь же, если и ищут, то не находят, потому что оставлено, забыто, попрано основное делание монаха - умное делание (конечно, может быть, что единицы и остались).
К чему я это? Надо какбэ с Божией помощью самим выгребать. Как? Мне очень нравится идея "монастыря в миру", прот.Валентин Свенцицкий много писал о ней, но вот как об этом у Фуделя:"Монастырь в миру есть борьба со своим обмирщением. Монастырь в миру есть то, чтобы, спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Он есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души, в то время как человек окружен всем шумом истории. Он есть память - любовь Божия, незаглушаемая этим шумом, Он есть сокровенная духовная жизнь".
И дальше у него замечательно: "Если Христос дал общие для всех законы" - общую закономерность и обязательства духовной жизни - то очевидно, что всякий христианин - и монах и мирской - должен быть "иноком", гражданином иного, божественного мира, который по мере своих сил, и по мере своего стяжания Царства Божия, которое "внутри нас".
Вот Феофан Затворник: "В пустыне кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение - всякому неотложный закон: очистить сердце свое от страстей".
И вот я считаю, что этот путь очищения путём наименьших духовных потерь возможен, если следовать советам свт.Игнатия, который донёс до нас в чистоте учение святых отцов.
Дело Божие не должно умирать.=)
И не осуждать монахов был призван этот пост, а поразмыслить: и что же нам в такой ситуации делать?=)
Прости за сумбур.=)
Reply
Брянчанинова вне контекста - места и времени, рассматривать невозможно, поскольку его «сделало» именно место и время.
Я про осуждение ни слова ни сказал :)).
Насчет «монашества в миру» ты сам сказал :)). От этого и «пляшем» к вопросу - что есть монах? В глубоком смысле, о котором сказано «да разумеет», копаться не будем )), ибо не по чину. Я не про человеческие чины. Их всегда единицы. В любое время. И они никогда не на виду.
В более понятном нам смысле, нет разницы, за стенами ты или вне стен. У того же Брянчанинова (не скажу где, ибо более 20 лет назад читано) есть фраза, что легко спрятаться за стенами монастыря, оградив себя от влияния мира, от провокаций, ты попробуй быть в мире и сохранить в себе Царство. Отсюда можно много чего вывести, хоть мысль и не нова. Ни Христос, ни апостолы, не призывали бежать в пустыни. К тому же, что толку бежать в пустыню, тащя за собой мир в себе. Он тебя и в пустыне не отпустит. То есть, шаг в пустыню - это шаг за нечто бОльшим, то что «да разумеет», это не просто спрятаться в ограде, заткнуть уши и крепко зажмуриться и бороть в себе мир, истощая плоть и отупляя мозг бубнением. Преображение, обожение, - не сублимация.
И Свенцицкий, и Феофан Затворник, как основные апологеты монашества в миру, тоже не слепцы были )), и наблюдали свое время, и видели тенденцию, и исходя из этого сказали то что сказали.
Какой визуальный образ? Костыль, за который подержаться можно? :)) А когда они были? Ну, мелькали один на миллион. И что? Как правило, своим временем, церковью, они были гонимы. И далеко не все были монахами )), более того, даже не все были клириками. А «официальный статус» - ритуал пострига, так ваще появился не сразу. Монашество - личный выбор и личное предстояние перед Богом.
Ну, в миру. И что? Что определяет монашество? Тетки? Жратва? Мир? Бог? Критерий какой? Ряса? Клобук? Четки?
Reply
Вот признался ты, что читал лет 20 назад святителя - это и видно, раз задаёшь такой вопрос: мол, Игнатий донёс,а где остальные святые? - они там, у него в книгах, все до одного, и все действительно святые, и говорят с нами, и учат нас, и сочувствуют, и сопереживают нам со страниц книг Игнатия.=)
Впрочем, никто и не говорит, что других отцов читать не надо, наоборот, сам святитель настаивал на их чтении и изучении, даже учил, как читать с наибольшей пользой для современного человека.=)
Reply
к Христу подошел человек и сказал: Равви, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
- Исполняй заповеди.
- Всё исполнил от младых ногтей.
- Тогда раздай всё чем богат, возьми свой крест и иди за Мной.
Всё. В этом квинтэссенция. ))
Люди пытаются дотянуться на ощупь до того, что где-то там, за горизонтом, считая, что вот там, где он стоит (лежит, сидит и пр.) ничего нет. То есть, позиция ягненка в яме, который вопил: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй (спаси) мя! нас не устраивает :)). Нам надо осязаемо разложить на полки то, к чему не прикасались, чего вместить не можем, опыт в чем отсутствует и т.д.
Я может тупой, но не понимаю, а что я у Брянчанинова могу видеть из того, что не могу увидеть без него? Компиляции из св. отцев вижу, хроническое недовольство всем вокруг вижу, сухой параграф вижу, (вполне допуская, что на вкус и цвет товарища нет). Милости не вижу, любви не вижу, мягкости не вижу. Академическое изложение христологии вижу, Христа не вижу. У Иерофея Влахоса например, вижу. У Антония Блума вижу. У Исаака Сирина вижу. У Игнатия Брянчанинова не вижу.
Reply
Reply
Reply
зато плюрализьм мнений - это здорово, честно.:)
Reply
Reply
Так что если что-то моё ранее сформировавшееся мнение изменит, - упираться не буду.:))
Reply
Reply
Reply
Я всё это сказал не против Игнатия... я сказал в иную сторону )).
Ап. Павел обличал в посланиях конкретно, не стесняясь в «сказать в лоб» и, как читаем там же, на него таки обижались, но сколько любви в этих обличениях... ни капли осуждения, брюзжания, казарменного вразумления... Людей жалеть надо )). И слабости их жалеть. Не потакать слабостям, но жалеть. Веди и Христос жалел )), «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» (Мф.9.36-38) Он не осуждал слабости, поскольку «человеку это невозможно», Он являл Себя - всё о чем Я говорю - во Мне, Я есть то, о чем говорю. Не через «ходите строем», а через милость.
При этом, я понимаю, почему некоторым монахам Брянчанинов по вкусу пришелся )). Некоторым, потому что не всем. И мне у него кое-что близко )). А что-то далеко. И, надеюсь, к этому далекому я никогда не приближусь.
Ладно. )) Не держи зуб на меня )).
Reply
Просто вижу, что читал ты его плохо.
Не осуждал он слабости человеческие, всё его "брюзжание", как ты выразился, против лицемерия и фарисейства, против попрания Истины.
я с удовольствием часто перечитываю его "Плач инока о брате, впадшем во искушение" - вот это, я те скажу, в иные минуты для меня служит величайшим утешением.
В общем, если сочтёшь нужным для себя изучить наследие святителя поближе, заходы - пагаварим!=)
Reply
Reply
Всё, не брюзжу )).
Reply
Leave a comment