Липецкая область, уникальные храмы, усадьбы и сооружения, конец октября 2014

Jan 22, 2015 16:10

Полибино. Шуховская башня. Усадьба Нечаевых.
Шуховская башня в Полибино изначально была построена инженером и архитектором В. Г. Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года и перевезена в село Полибино у Куликова поля в конце 1896 года после окончания выставки.
Башня является первой в мире гиперболоидной конструкцией. Гиперболоидную форму, которую имеет эта башня, ввёл в архитектуру В. Г. Шухов (патент Российской Империи № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленный В. Г. Шуховым 11.01.1896).

















Редкий по красоте и исторической значимости усадебный комплекс находится в селе Полибино Данковского района.
В составе комплекса, полностью сформировавшегося с конца XVIII до начала XX вв. при его владельцах - Дмитрии Степановиче, Степане Дмитриевиче Нечаевых и Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцеве - входили: дворец, парк, огромный сад и каскад прудов, хозяйственные постройки, в том числе манеж и конюшни, водонапорная башня и насосная станция, прачечная с сушилкой и другие постройки.
В конце XVIII века Дмитрий Степа­нович Нечаев (1742-1820) строит в Полибино усадебный дом в классическом стиле.





















Виды.

















Мост через Дон.
Поразила кристально-чистая вода и толстый лед вдоль берега, который не таял даже днем! Зима началась!
Навигатор вел поразительными колеями в полях и на склонах, а кое-где и по их отсутствию, вследствие чего пришлось самим ее прокладывать по высоченному склону, но это удалось и теперь она там действительно есть!





















Стрешнево (Старый Данков, Данковское городище). Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Построена владельцем села граф. Ф. Анд. Остерманом Толстым в 1794 г.
В архитектуре здания соединены черты классицизма (объемно-пространственная композиция и декор храма) и классицирующей эклектики (колокольня). Храм принадлежит к числу наиболее интересных культовых сооружений, построенных в стилевых формах классицизма на территории Липецкой области.









































Баловнево. Усадьба Муромцевых. Владимирская Церковь.
Проводимые в данный момент реставрационные работы не дали сделать безупречных фотографий.
Существующий в настоящий момент уса­дебный комплекс сложился в последней четверти XVIII - начале XIX века. Построена в 1797-1823 годах.
Стро­ительство его начато Матвеем Васильеви­чем Муромцевым (1734-1799), генерал-поручиком, первым тульским губернато­ром.
Приступив к строительству усадьбы, Матвей Васильевич пригласил для ее со­здания лучших специалистов, не случай­но многие считают автором проекта уса­дебного дома В.В. Растрелли, а проект храма относят к творчеству В.И. Баже­нова. Не исключено, что создавать на «неудобьях» - землях, изрезанных овра­гами, - редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пей­зажным парком на 96 десятин и садом 29 десятин помогал А.Т. Болотов, близ­ко знакомый с владельцем и бывавший у него в поместье. Усадьба Муромцевых напоминала одну из летних царских ре­зиденций. Говорили, что все это постро­ено было для приема Екатерины, лич­ным секретарем и любовником которой был М.В. Муромцев. Екатерина гостила в Баловневе не­сколько недель, что подтверждается ее более чем тридцатью письмами, хранив­шимися в усадьбе еще в начале XX века.
Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма - двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном.
Владимирская церковь - незаурядный образец культового зодчества эпохи раннего классицизма на территории Липецкой области.
Тут же, слева, стояла красивая двухъярусная, увенчанная высоким шатром со слухами водонапорная башня в стиле «английская готика».
Ниж­ний ярус башни выполнен в виде вытя­нутого параллелепипеда, усиленного по углам контрфорсами, резко расширяю­щимися в нижней части. Нижний ярус почти полностью облицован белым кам­нем и увенчан сложным белокаменным карнизом. На его вертикальных плоско­стях четыре круглых окна с фигурным обрамлением из белого камня. В окнах были смонтированы вододействуюшие ба­шенные часы, отбивавшие четверти и получасы. Второй ярус выполнен в виде параллелепипеда со скошенными углами. Боковые плоскости второго яруса венча­ют высокие щипцы с массивными бело­каменными карнизами. На каждой плос­кости - большой арочный проем с бело­каменным наличником. На втором ярусе висел колокол, согласно легенде некогда принадлежавший Парижской коммуне.
Башня была построена в 1880-е годы и снабжала водой усадебный дом, фонта­ны и грот, сооруженный в парке на склоне к югу от дворца. Воду в резерву­ар башни подавали с помощью конного привода.
Через парк к усадебному дому с трех сторон вели три дороги с красивыми воротами.
Усадьбу с трех сторон окружали сады. Каскады прудов.













Я для представления масштаба ворот!





Церковь Знамения в селе Вешаловка 1794, арх. В. И. Баженов.



Знаменская церковь - уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики.
Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725-1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви раньше село называлось Знаменским.
Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов.

Закат подчеркнул готичность )))))





















А вот что удалось найти - фото усадьбы и небольшую историческую справку. Эх, какое великолепие ушло...





В отличие от деревянных кирпичные постройки разрушаются медленнее. Их руины иногда стоят десятилетиями, пока не останутся одни заросшие фундаменты.
Почти все советское время медленно разрушался главный дом в усадьбе Знаменка-Вешаловка (Липецкий р-н Липецкой обл.). Усадьба известна благодаря Знаменской церкви - подлинному шедевру «готического» стиля 18 в., который связывали с творчеством В.И.Баженова.
В ее тени как-то потерялся барский дом - менее совершенный по архитектуре, но по своему интересный огромный дворец того же «замкового» вида. Он был перестроен из старого дома в 1860-х гг., когда усадьбой владел М.И.Кожин, представитель древней дворянской фамилии, успешно занимавшейся предпринимательством. Кожины были главными акционерами общества Липецких Минеральных вод, позднее основали металлургические предприятия в Липецке и его окрестностях. М.И. Кожин вступил во владение имением Знаменское в 1828 году, позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод, владельцем большого пакета акций этого общества. Протекцию ему составил его отчим - Федор Иванович Туровский, который к этому времени уже был директором Липецких Минеральных вод. М.И. Кожин занимался благотворительностью, на его средства был построен курортный зал Липецких Минеральных вод (областная филармония, снесена в 1990-х годах), благоустроен Нижний парк, через речку Липовку в парке построены чугунные мосты, один из них носил название «Кожинов» мост.
М.И. Кожин был женат на липецкой купчихе 2-й гильдии, француженке Жанн Марии Дарнад, которая приняла православие и получила имя - Евгения Иосифовна, у них родилось шесть детей. М.И. Кожину при разделе отцовских имений в качестве компенсации достанется большая сумма денег. На эти деньги он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское в середине 1860-х годов.
К одноэтажному дому, который он обложил кирпичом, пристраиваются два двухэтажных объема, так что образовалось здание в виде буквы «П». В длину оно занимало более 60 метров, в ширину - 40 метров. Во всем доме насчитывалось более 100 комнат. Дом стоял на берегу большого пруда, к нему шли широкие ступени в несколько маршей. Архитектура дома была выдержана в той же манере, что и построенная раньше церковь. Об этом говорит внешний вид дома - все окна и двери имеют ланцетовидные завершения. Над крышами новых зданий высятся шпили и башенки, напоминающие такие же на церкви Знамения. Фасад старого здания украшается ризалитом, придающим всему дому единый облик. Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.
В усадебный ансамбль входит также часовня с родовой усыпальницей, где похоронено большинство представителей рода Кожиных, начиная с Михаила Ивановича. С северной стороны дома, напротив главного входа, был разбит огромный французский парк, размерами 1200 метров в длину и 400 метров в ширину. Перед главным входом в дом в виде большого полукруга располагался партер, обсаженный сиренью и акацией, внутри которого по обеим сторонам въездной дороги были цветники и клумбы. По периметру всего партера шла ажурная ограда из красного кирпича.
Дальше, к северу, за куртинами с ягодами находились оранжереи, где даже в зимнее время росли диковинные для нашего края деревья и цветы. В глубине парка был выкопан ряд небольших прудов-сажалок. Аллеи из сосен, липы и дуба пересекались с аллеями из кустарников - боярышника, сирени, жимолости, акации. По территории усадьбы были проложены дороги, обсаженные деревьями и кустарниками, они вели в Липецк, Лебедянь, Вешеловку и Кузминку. Проезд крестьянам этих сёл через усадьбу был запрещен.
Место, где была построена усадьба, располагалось на землях с близким залеганием грунтовых вод, поэтому вокруг всех построек были проложены дренажные каналы из красного кирпича высотой 80 сантиметров, шириной 40 сантиметров. В этих каналах под землей собирались лишние грунтовые воды и по ним же сбрасывались в пруд. С восточной, северной и западной сторон усадьба была огорожена каменной оградой. С юга располагался каскад прудов, где плавал диковинный для здешних мест тюлень. В 300 метрах к востоку от усадебного дома, за прудом, был заложен большой плодовый сад, который состоял из пяти куртин. Сад имел в длину 690 метров, в ширину 550 метров.
Хозяйственные постройки и службы находились за плодовым садом: конюшня, скотный двор, птичники, «молочня», где перерабатывалось молоко. Все постройки были кирпичными и имели добротный вид. Недалеко от них на берегу пруда для рабочих и обслуживающего персонала усадьбы были выстроены дома из красного кирпича. Здесь же располагались амбары и склады. О размерах складов говорит тот факт, что лошадь с телегой заезжала на крышу склада, и с телеги ссыпалось зерно или другая сельхозпродукция через проем прямо в склад.
После смерти М.И. Кожина имением до совершеннолетия детей управляла жена Евгения Иосифовна. Потом его хозяином стал их старший сын Александр Михайлович Кожин (1860-1904). К 1900 году у A.M. Кожина имелось более 5000 десятин земли. Часть земель сдавалась в аренду крестьянам близлежащих сел. На этих землях выращивались в основном зерновые культуры.
A.M. Кожин продолжает переустройство усадьбы. Как и его отец, он избирается предводителем липецкого дворянства. Женится он на дочери богатого липецкого купца Русинова - Маргарите Семеновне Русиновой. Венчались они в храме Христа Спасителя в Москве. У них было восемь детей.
По хватке и предприимчивости A.M. Кожин не уступал своим предкам. В 1895-1896 годах он производит геологическую разведку на своих землях на наличие железной руды. Находит богатые залежи с большим содержанием железа и пытается продать кому-нибудь свое имение Знаменское для разработки железных руд, но покупателя не находится. Тогда Кожин сам начинает скупать и арендовать близлежащие земли с целью создания акционерного общества для разработки руд. Пользуясь своим служебным положением, он обманным путем добивается аренды около 19 000 десятин земли у местных крестьянских обществ сроком на 30 лет. В январе 1899 года по инициативе Кожина создается «Тамбовское горное и металлургическое анонимное общество» с уставным капиталом 6 млн. рублей с привлечением капиталов бельгийцев. Кожин продает им право аренды земли за 2 млн. рублей и становится влиятельным акционером. Бельгийцы строят металлургический завод на реке Воронеж в селе Сокольском (ныне завод «Свободный Сокол» в Липецке) и начинают разработку дешевой местной руды. Уже в 1902 году домна дает первую плавку.
Но так как Кожин не заплатил в местный бюджет ни рубля за аренду земли и за разработку железной руды, то против него начинается ряд судебных разбирательств. Против Кожина выступают обманутые крестьяне, на землях которых идет добыча руды, за что он им практически ничего не платит.
Бельгийцы тоже стараются разорвать с ним контракт, обосновывая это несовершенством их договора с Кожиным, в котором не указаны даже сроки их совместной деятельности. Они подают иск в Елецкий окружной суд с требованием, чтобы Кожин вернул уплаченные ему деньги. Елецкий суд признает Кожина виновным и описывает его имение за уплату долга. Но Кожин подает встречный иск к бельгийцам, но уже в Европе, во Франции. В 1904 году ему удается добиться оправдательного решения суда, но это стоит ему жизни. Заболев, он уезжает к себе на дачу в Ялту, где в возрасте 43 лет умирает от сердечного приступа. Погребен в Знаменском в фамильном склепе. Имение наследовала жена Маргарита Семеновна, владевшая им до 1918 года, когда на праздник Святой Пасхи перепившиеся революционные солдаты и матросы, вернувшиеся с войны, разграбили винные подвалы и подожгли дом Кожиных. Дальнейшая участь усадьбы печальна. Липецкая уездная власть своим решением распродает всю усадьбу на слом.
Почти ничего не известно о наследниках A.M. Кожина. Из всех его восьми детей есть сведения только о судьбе предпоследнего сына -Николая Александровича Кожина (1896 - середина 1980-х). После революционных потрясений ему пришлось жить в Средней Азии, в Крыму, во Львове, позднее он обосновался в Москве. Доктор искусствоведения и доктор исторических наук, профессор Н.А. Кожин стоял у истоков и был активным создателем Всероссийского общества охраны памятников, работал в Москве, в Историческом музее, преподавал в Московском институте культуры и сотрудничал с Академией художеств. Много энергии Н.А. Кожин отдал сохранению памятников Ленинграда, города, который очень любил. И, может быть, не случайно он завершил свой жизненный путь в этом городе и там похоронен.
Усадьба Знаменское прекратила свое существование в 20-х годах прошлого века.
Дворец сложной, асимметричной композиции с высокой башней-«донжоном», видимо, специально задумали в стиле стоящей рядом церкви 1780-х гг. Эклектичная имитация вышла суховатой и дробной в деталях, но дом поражал своими размерами. Вместе с храмом он образовывал уникальный ансамбль русской «готики», представленной в разных ее периодах. В 1937 г. здание уже имело утраты. К нынешнему времени от него осталась только башня и едва угадываемые возвышения фундаментов. В развалинах стоит и часовня с родовой усыпальницей Кожиных, построенная в конце 19 в. рядом с храмом. (http://www.oiru.org/)

Местные жители говорят, что это была барская церковь, для простых людей была деревянная церковь Казанской Божьей Матери, которая 60-е годы была в начале как зернохранилище, потом сожжена. Сама икона Казанской Божьей Матери XVIII века сейчас находится в Знаменской церкви.

Княжая Байгора, мост через р. Байгора 1911 г.
Из-за короткого светового дня к мосту мы попали только уже в темноте, но фары автомобиля позволили нам все осмотреть и ночных фотографий этого места точно нет ни у кого )))

Фото таблички не наше, а с просторов интернета, так как в темноте мы не смогли ее найти)

















На протяжении всей Липецкой области встречалось множество путевых знаков - любят они там это дело ))))

















Ну очень смешное название )


Полибино, покатушки, церковь, Липецкая область, Стрешнево, усадьба Нечаевых, Шуховская башня, Владимирская церковь, автопутешествия, Байгора, Княжья Байгора, Знаменская церковь, Растрелли, джипинг в Воронеже, Баловнево, путевые знаки, путешествие, Баженов, усадьба Муромцевых, церковь Казанской иконы Божьей Матери, Дон, экспедиция одного дня, Вешаловка

Previous post Next post
Up