Фото: pa/akg-images, Getty images
Немецкий танк "Тигр" (справа) стал у союзников символом ударной мощи вермахта. Фактически же американский танк "Шерман" превосходил его по многим параметрам.
http://www.welt.de/geschichte/zweiter-weltkrieg/article135843307/Der-Mythos-vom-ueberlegenen-Tiger-Panzer.html Бред Питт, играя командира танка в фильме "Сердце из стали" (оригинальное название - "Ярость" (Fury), - прим. пер.), сталкивается с вражеским танком "Тигр", ставшим для Америки символом немецкой военной мощи, легендой, вобравшей в себя многое.
Флориан Штарк
Некоторые американские критики уже сравнивают военный фильм Дэвида Эйера "Сердце из стали" с "Солдатом Джеймсом Райаном" Стивена Спилберга. Для других идущий сейчас в кинотеатрах Германии фильм про американского командира танка Дона Кольера в исполнении Бреда Питта вообще открывает новую главу в истории военного кино. Придет ли к такому же выводу американская киноакадемия при раздаче очередных Оскаров, вопрос открытый. Вниманием, которому режиссер, специализирующийся скорее на низкобюджетных фильмах, удостоился у критиков, не в последнюю очередь объясняется самим выбором темы. Как и "Солдат Джеймс Райан" "Сердце из стали" также обращается к травмирующим воспоминаниям Америки относительно событий Второй Мировой войны.
В то время, как фильм Спилберга, удостоившийся в 1999 году пяти "Оскаров", переосмысливал ужасающие потери союзников в ходе высадки в июне 1944 года, Эйер обращается к теме оружия, которого особенно опасалась армия США на своем пути на Восток: тяжелых немецких танков. Средствами кинематографа в первую очередь вновь резюмированы их успехи в ходе первых дней гитлеровского контрнаступления в Арденнах в декабре 1944 года, сколь бы бессмысленным оно ни было само по себе. Режиссеры вроде Роберта Олдрича ("Арденны, 1944") или Сиднея Поллака ("Замок в Арденнах") уже задавались вопросом, каким же образом уже давно разбитому вермахту удалось в последние месяцы войны остановить победное продвижение американцев.
Помимо бесчеловечной стратегии национал-социалистического режима и идеологического ослепления его (детей-)солдат Эйер представляет третью, чисто техническую причину: страх экипажей знаменитых танков армии США "Шерман" перед немецкими "Тиграми". Для этого ему даже пришлось стряхнуть пыль с одного из немногих оставшихся экземпляров немецкого тяжелого танка, хранящийся в бовингтонском музее в Дорсете, что на юге Англии. То, что на туманном Альбионе в лучшем случае является сопутствующей военному делу темой, в Америке все еще принадлежит к иконам культуры воспоминания.
В основе своей это все та же каноничная история про зловещего монстра и ковбоя, что должен ему противостоять. Что это конкретно означало в 1944-м году, можно понять на примере Михаэля Виттмана. Вскоре после высадки союзников этот офицер ваффен-СС был переброшен в Нормандию. Не дожидаясь подхода своей роты, он напал на британское подразделение. И расстрелял 12 вражеских танков, прежде чем его собственный вышел из строя. Поскольку Виттман вместе с экипажем вышел из этого боя живым, то немедленно был превращен нацистской пропагандой в самого успешного танкиста всей войны.
Фото: Flickr Vision
"Тигр" №131 из музея в Бовингтоне, южная Англия, потрудился для фильма "Сердце из стали"
Самым важным оружием "Тигра" был его ореол непобедимости. В реальности же он был в высшей степени ненадежным устройством, что вытекало из неправильных предпосылок, заложенных уже на стадии создания. Чтобы компенсировать превосходство оборонной промышленности Советского Союза и США, немецкие танки должны были быть крупнее и технически совершеннее своих контрагентов. Но все это требует проработанной до деталей конструкции и надежного производства. Оба требования в условиях войны выполнены так и не были.
Столкновение с первыми образцами советского танка т-34 в 1941 году продемонстрировало отставание немецкой танковой техники. Напряженно работая, Фердинанд Порше и фирма "Хеншель-верке" разработали два прототипа тяжелого танка, представленные Гитлеру в 1942-м году. Поскольку крайне сложная техника "от Порше" отказала, подряд получил Хеншель наряду с указанием безотлагательно приступать к серийному производству танка "Тигр".
На бумаге танк весом в 57 тонн, броней до 110 мм и с точной 88-мм пушкой "Тигр" превосходил все советские, американские и британские танки. Но сложная, так и не доработанная конструкция, приводила к тому, что боевая машина чаще останавливалась из-за собственных технических проблем, чем воздействия вражеского огня.
Да, "Тигр" мог поражать лобовую броню т-34 с расстояния 2500 метров, в то время как советскому танку это удавалось лишь с предельно близких дистанций. Но с другой стороны множество "Тигров", брошенных в июле 1943 года в битву под Курском, вышло из строя в результате поломок в ходовой части и трансмиссии. А еще были проблемы большого потребления горючего и низкая скорость. Да и мало какие мосты могли выдерживать вес этого колосса.
А потом на это наложился серьезный ущерб, причиненный промышленности третьего рейха американскими и британскими бомбежками. В конце 1943 года тяжелые разрушения были причинены цехам "Хеншель-верке" в Касселе. Так вот и вышло, что в общей сложности было построено лишь 2000 экземпляров "Тигра" и еще более крупного "Королевского тигра".
И напротив, американская промышленность до конца войны выпустила около 50 тысяч танков типа "Шерман" различных модификаций. Да, в прямой дуэли с исправным "Тигром" у "Шермана" не было ни единого шанса. Но он был прочен, быстр, маневрен и в конце 1944 года получил пушку, которая могла уже пробивать броню своего врага. Так "Шерман" и советский т-34, изготовленный в количестве свыше 40 тысяч штук, доказали, что в условиях войны главную ставку промышленности вооружений надо делать на количество и надежность.
В апреле 1945 года, месяце, в котором разворачиваются экранные действия фильма Эйера, вермахт вряд ли имел на Западе хотя бы десяток "Тигров". И если в донесениях того времени снова и снова речь идет об атаках "Тигров", то в первую очередь это говорит о том, как глубоко в коллективную память впечатались переживания от предыдущих столкновений с этим орудием войны.
Тяжелые танковые батальоны вермахта, оснащенные "Тиграми" или "Королевскими тиграми", особо помечались на картах союзников. И верховный командующий американскими войсками Дуайт Эйзенхауэр не стеснялся оправдывать свои отступления применением немцами этих танков.
Так родилась легенда о всемогущем немецком танке, в основной своей массе уничтоженном союзниками еще в фалезском котле в августе 1944 года (тогда же погиб и Михаэль Виттман). Благодаря наступлению в Арденнах, в которое немецкое командование бросило несколько еще исправных "Королевских тигров", легенда лишь еще больше укрепилась. Ну и Голливуд внес свой вклад в то, что этот причудливый миф все еще жив.