От переводчика.
Пусть и не полноводной рекой, но уже вполне заметным потоком в Германии пошли книги и публикации о том, что такие "победители-освободители", как США (с нами, азиатами, им давно все понятно), не так уж и далеко ушли от вермахта и СС по части военных преступлений. Нацизм можно обелять по-всякому. В том числе и проветривая чужие шкафы, обнаруживая в них неудобные скелеты. Немцы явно сыты по горло своей монополией на роль чудовища Европы. Как ни уравнивай Сталина с Гитлером, но куда же девать фотографии "Большой тройки"? Глядишь, со временем доберутся до Рузвельта с Черчиллем, пока же табу пробуется на зуб на уровне рядового солдата. Возможно, уже на 75-летний юбилей будут смело проводить параллели с отрезанными ушами убитых вьетконговцев и расправой над деревней Сонгми.
Фото: ZDF
Массовые убийства сдавшихся в плен немецких солдат принадлежат к жутким тайнам американской военной истории.
http://www.welt.de/geschichte/zweiter-weltkrieg/article140502095/Vergewaltigung-Trophaeenjagd-Verbrechen-der-GIs.html Свен Феликс Келлерхоф
В то время, как военные преступления Красной Армии в 1945 году хорошо задокументированы (кем? - svonb), злодеяния американских солдат едва известны. Репортаж телеканала ЦДФ проливает свет на тайные страницы.
Перчатки парашютиста были пропитаны какой-то жидкостью цвета крови. Один из товарищей заметил это, и задал вопрос о причине. В ответ мужчина запустил руку в карман брюк, и вытащил оттуда человеческие уши, надетые на шнурок. Пораженный солдат вспоминал позднее: "Он целую ночь "охотился за ушами", продевая через них старый ботиночный шнурок".
То, что знали лишь из вестернов, в которых, впрочем, фигурировали скальпы, а не уши, повторилось в начале лета 1944 года в Нормандии: американские солдаты калечили трупы убитых немецких врагов, чтобы прихватить с собою человеческие органы на трофеи. По меньшей мере, этим занималась определенная часть солдат, хотя большинство довольствовалось артефактами вроде поясных застежек, кинжалов или орденов. Впрочем, неизвестно, сколько немецких солдат заплатило жизнями этим "нормальным" коллекционерам.
На неделе, когда в Европе проходят памятные мероприятия о 70-летии окончания войны, канал ЦДФ показал в праймтайм, в четверг вечером, документальный фильм о "преступлениях освободителей". И речь в нем идет не о злодеяниях советских солдат во время их продвижения на Запад: бесчисленные изнасилования, грабежи и массовые убийства военнопленных красноармейцами хорошо задокументированы. Создатели фильма Аннетт Харльфингер и Михаэль Ренц ведут речь о другом: они расследуют "зловещие тайны Америки во Второй Мировой войне".
Хотя, разумеется, не все солдаты являются убийцами, как охотно утверждают подлинные или мнимые пацифисты, все же война делает из небольшой их части настоящих киллеров. Переживание необузданного насилия приводит к тому, что более-менее значительное число воюющих убивает не во время боя, а после него. Как правило, такие злодеяния плохо документируются (за исключением Красной Армии, ja, ja - svonb), поэтому Харльфингер и Ренц идут здесь по лезвию ножа.
В том числе потому, что долгое время, в отличие от французских и, в меньшей мере, британских солдат, о военных преступлениях американцев во время ВМВ было не известно ничего. В специализированной литературе об этом стали писать с 80-х годов, в недавнем прошлом это признание стало достоянием и для широкой публики, например, через "Операцию "Оверлорд"" военного историка Петера Либа.
Мужество документалистов ЦДФ проявилось в том, что они в формате 44-минутного фильма отказались от взаимозачета обид, но явственно вскрыли мотивацию таких действий солдат западных союзников. Для этого Харльфингер и Ренцу хватило всего несколько предложений. Тем важнее, насколько отточено они сформулированы.
Фото: ZDF
Редкое свидетельство с Западного фронта: американский пехотинец около обезображенного немецкого солдата.
Это удалось авторам ЦДФ за небольшими, не заслуживающими упоминания оговорками. Они четко показали разницу между неоспоримыми эксцессами отдельных американских солдат, и совершаемыми по указанию свыше зверствами подразделений вермахта и СС, всего лишь усугубляемыми эксцессами отдельных исполнителей. В "Преступлениях освободителей" действительно удалось показать одну сторону без того, чтобы представлять безобидной другую. Это достойно похвалы, ибо зачастую то, что легко в теории, на практике едва ли выполнимо.
Разумеется, различные задокументированные приказы американским и канадским солдатам не брать пленных, если эта процедура мешает продвижению собственных войск, лежат за гранью действовавшего в 1944 году международного права войны. Ведь на солдата, сдавшегося в плен, распространяется неприкосновенность как и на гражданских лиц. Но практика войны с незапамятных времен состоит в том, что иногда лучше стрелять больше, чем меньше.
Куда более сложен вопрос, считать ли военными преступлениями бомбежки немецких городов авиацией. Зёнке Найтцель, тогда еще профессор в Лондоне, в будущем "владелец" единственной специализированной кафедры военной истории в Германии, в университете Постдама, помимо Петера Либа, одного из экспертов фильма ЦДФ, дает дифференцированную оценку. Потому что во время ВМВ не существовало норм международного военного права, что запрещали бы атаки тыла и гражданских целей противника.
Утверждение о том, что воздушные удары по городам в конечном итоге спасали человеческие жизни, сначала лишает дара речи, но при более трезвом размышлении понимаешь, насколько это точная констатация факта. Если бы люфтваффе не вынудили бы ввязаться в "высокотехнологичную войну" (формулировка Найтцеля) с экономически бесконечно превосходящими США, то промышленность вооружений наверняка смогла бы выпустить намного больше танков и орудий. Бомбежки очевидным образом сократили время войны, а кто может судить о несоразмерности цены?
Фото: US Signal Corps / NARA / USHMM
29 апреля 1945 года первые американские солдаты достигли концлагеря Дахау к северо-западу от Мюнхена. То, что они там увидели, превзошло их силу воображения. Впоследствии 16 сдавшихся в плен эсэсовцев были поставлены к стенке на угольном дворе, и расстреляны из пулемета.
Разумеется, месть к противнику и любая форма сексуального насилия к женщинам являются преступлениями. Ошеломляющим является понимание того, что такие злодеяния совершают вовсе не душевно больные люди. Конечно, имеется патологические случаи, но в общем числе военных преступлений они составляют мизерную долю. Напротив, подавляющему большинству преступников, и это куда более тревожно, в нормальной жизни никогда бы не пришла в голову идея причинять окружающим такое насилие.
В свое время это практически не расследовалось. Правда, военная юстиция США занималась отдельными, относящимися к сфере ее компетенции, эксцессами, получившими известность, но, как правило, все уголовные дела прекращались. Причина была проста: никто не желал добровольно изобличать себя.
К этому примешивались корпоративный дух и понятная боязнь очернить товарищей. Это распространялось даже на такие однозначные нарушения закона, как изнасилования. В официальных документах военных США их задокументировано лишь несколько сотен, хотя в действительности их было, разумеется, куда больше.
Недавно историк Мириам Гебхардт выдвинула тезис о том, что американские солдаты за период 1944-1945 годов изнасиловали по меньшей мере 190 тысяч немецких женщин. Но надежной базы для подобных спекуляций не существует - в действительности пострадавших могло быть как вполовину меньше, так и в два раза больше. Этого просто никто не знает, и уже никогда не сможет установить (в отличие от Красной Армии, ja, ja - svonb). Харльфингер и Ренц правомерно делают упор на эту тему, но их суждения здесь соразмерно осторожны.
В действительности тема изнасилований и по сей день табуирована, по меньшей мере, в части западных преступников. Похвально, что фильм ЦДФ информирует широкую общественность и об этом. Ведь выяснение правды всегда лучше умолчания, идет ли речь об "охоте за ушами", или изнасилованиях.