Фото: AP
Главарь Исламского государства Багдади: его собственная идеология ведет его к гибели
http://www.spiegel.de/politik/ausland/is-der-islamische-staat-hat-probleme-im-irak-und-in-syrien-a-1022728.html Рания Саллум
Похоже, что Исламское государство столкнулось с кризисом: в Сирии от джихадистов сбежали сотни пленников, сторонники воюют друг против друга. И вождь Багдади не может выполнить свою важнейшую задачу.
Административный провинциальный центр аль-Баб на севере Сирии снова стал ареной пережил очередную метаморфозу. В июле 2012 года он перешел в руки оппозиции, которая потом захватила обширные части остальной территории страны. Годом позднее в аль-Баб провалился эксперимент с созданием некой разновидности советской (шура) республики, потому что город был у сирийских повстанцев "Исламским государством", тогда еще именовавшим себя как ИГИЛ. С того времени контроль джихадистов за аль-Баб был прямо-таки неоспорим, как вдруг совсем недавно сирийским бунтарям удалось изгнать из города вооруженные формирования террористической организации.
Похоже, что после полутора лет джихадистского господства в аль-Баб вождь ИГ Абу Бакр аль-Багдади столкнулся со следующими проблемами:
- Дезертирство. По меньшей мере девять членов ИГ были убиты в понедельник другими радикальными боевиками. То есть группа джихадистов хотела покинуть город, чтобы перебраться на территорию Турции, что в 30 км далее. Но другие сторонники ИГ смогли перехватить беглецов.
- Бегство из тюрьмы. В четверг из нее смогли вырваться около ста пленников. Столь большое количество позволяет сделать предположение, что им была оказана помощь кем-то из персонала.
- Комендантский час. На это ИГ в аль-Бабе пошло, чтобы, видимо, лучше контролировать местных жителей. Итак, с 22.00 вечера и до рассвета запрещено находиться на улицах.
Информация распространена сирийском наблюдателем за соблюдением прав человека - группой, базирующейся в английском Ковентри, и имеющей в Сирии широкую сеть связей. Ее данные неизменно показывали ранее свою надежность, само ИГ предпочитает молчать. Оно явно не заинтересовано в том, что распространять от своего имени что-то еще помимо сводок о предполагаемых успехах.
ИГ пытается помешать дезертирству
Однако ссоры внутри ИГ происходят не только в аль-Баб, но, видимо, и в других частях Сирии. Дезертирство становится очевидной проблемой террористической организации: по информации сирийского обозревателя за октябрь-декабрь прошлого года были казнены за попытку дезертировать 120 боевиков ИГ. В январе в Ракке ИГ издало закон, запрещающий покидать город мужчинам моложе 50 лет - мера, явно идущая не от хорошей жизни.
Американская газета "Уолл стрит джорнэл" на прошлой неделе взяла интервью у четырех только что и удачно сбежавших сторонников ИГ. Они сообщили о коррупции и зависти внутри организации: иностранные боевики чаще получают лучшее жилье и более высокое жалованье, чем местные. А отсутствие военных успехов ведет к отсутствию добычи, мародерство которой могло бы поддерживать настроение боевиков на нужном уровне.
Дезертиры оказались шокированы жестокостью организации. Многие симпатизировавшие ИГ считали сообщения о казнях пропагандистскими уловками, пока не убедились в этом собственными глазами. Похожее уже было в "нулевые" годы с аль-Каедой, предшественницей ИГ: в начале она смогла обеспечить широкий наплыв в свои ряды, пока не оттолкнула от себя многих сторонников творимыми ею бесчинствами.
Халифа загнала в угол его собственная идеология
Самой большой проблемой для ИГ оказалась именно ее идеология. С одной стороны она оказалась сильной стороной группы: ее вождь аль-Багдади обещал своим "проектом халифата" утопию всем "истинным" мусульманам, независимо от национальности и народности, сразу и каждому. Таким образом он смог привлечь к себе тысячи иностранных сторонников.
Но с другой стороны именно реальность оказалась уязвимой для халифа: теперь каждый видит, что дела идут не так, как планировались. ИГ, правда, богатое вооруженное формирование. Но для действующего государства оно слишком бедно. Поэтому с правлением желания идут вразрез с возможностями, радикалы теряют квалифицированных работников.
В первую очередь глава ИГ обещал экспансию халифата, задача которого расширять территорию якобы истинного ислама. В Ираке и Сирии группа явственным образом уже уперлась в свой потолок, и теперь пожинает поражение за поражением. Миф о непобедимости боевиков ИГ уже развеян.
Теперь что касается экспансии в соседние регионы. Багдади объявил многие страны новыми провинциями ИГ. Однако в идеологии бандформирования центральную роль играет ирако-сирийский регион. Своей стратегией филиалов по всему миру Багдади грозит распыление энергии, а группировке - дальнейшее ослабление в своем ключевом регионе.
Резюме: Исламское государство находится в кризисе. Боевики дезертируют, пленные убегают. Реальность все больше вылазит наружу в халифате имени Багдади. Миф о непобедимости боевиков развеян.