https://www.welt.de/geschichte/kopf-des-tages/article239658569/Douglas-Haig-Er-plante-den-schwaerzesten-Tag-der-britischen-Armee.html?source=puerto-reco-2_ABC-V9.0.A_control Это была бойня: 1 июля 1916 года британский командующий Дуглас Хейг послал свои войска в наступление к северу от Соммы. Его безупречные в умственных построениях "энергичные" атаки захлебнулись в крови.
Цена оказалась беспрецедентно высокой: 19 240 убитых и 38 230 раненых. Столько человек потеряла британская армия 1 июля 1916 года, во время крупного наступления на немецкие войска в районе между долиной реки Сомма и ее северным притоком Анкр.
"В 7.30 мы вскарабкались по лестницам, пробрались через проходы в колючей проволоке, улеглись на землю и дождались, пока за нами не выстроятся другие ряды", вспоминает Ричард Генри Тауни. "Когда они были готовы, мы пошли вперед, но не бегом, а нормальным шагом. До вражеских окопов, нашей первой цели, нужно было преодолеть 800 метров обезображенной местности".
36-летнему младшему профессору из Глазго, служившему в британской армии, не повезло: "Такое чувство, что тебя ударили железным молотом, болезненный рывок приложил меня к земле всей спиной, мои ноги дергались, словно уже не принадлежали мне".
Тяжело раненый Тауни пролежал в воронке примерно 30 часов, ожидая помощь. Он стал одним из примерно 40 тысяч солдат, что получили ранения в первый же день наступления на Сомме, к его счастью, он не попал в число почти 20 тысяч погибших. 1 июля стало самым черным днем в истории британской армии: целые полки становились обескровленными, половина личного состава убита, другая половина получала большей частью тяжелые ранения.
То, что помощь к Тауни пришла так поздно, было определено планом, по которому британская армия действовала в тот воскресный день. Этот план был довольно прост: идти в лобовую атаку и прорваться. Автором плана был главнокомандующий британскими экспедиционными войсками генерал Дуглас Хейг.
Благодаря своему совершенно беспощадному отношению к жизни и здоровью собственных солдат они дали ему нелестное прозвище "мясник" (а также "мясник Соммы" и "мясник Хейг"). Его подчиненные лучше всех знали, что представления их главнокомандующего не имели с реальностью ничего общего.
Некоторым офицерам потребовалось больше времени, чтобы прийти к такому же выводу. Капитан Бэзил Лиддел Гарт писал в письме в середине июля 1916 года: "Эта бойня ужасна, но с этим надо справиться". Он называл бои на Сомме (точнее говоря, к северу от Соммы, потому что по обе стороны реки против немцев сражались французские войска) "чудесным переживанием, которое нельзя упустить".
Лишь после войны Лиддел Гарт стал одним из самых резких критиков Хейга. В качестве "капитана, поучающего генерала", он опубликовал в 1934 году книгу о войне, в которой обвинил Хейга в том, что тот вообще не понимал смысла и реалий боевых действий. Например, артиллерийская подготовка к наступлению велась целую неделю, что напрочь лишило наступающих возможности воспользоваться эффектом неожиданности. При этом возможности артиллерии оказались ограничены разногласиями в среде британского командования. Лиддел Гарт назвал эту битву "абсолютно отрицательным уроком".
Хейг вцепился в свою точку зрения словно бульдог, он недооценивал противника, упрямо продолжал битву. Пехота обеих сторон оказалась бессмысленно израсходована в качестве пушечного мяса. Это было некрсиво, потому что было сделано благодаря послезнанию. Но от этого критика Бэзила Лиддела Гарта не стала менее справедливой.
Потому что Дуглас Хейг действительно оказался абсолютно безжалостным убийцей. Родившийся в 1861 году младший сын в семье известного шотландского фабриканта виски, он получил прекрасное образование, в том числе в Оксфорде и британской военной академии Сандхерст. Свою карьеру молодой офицер провел в колониях, в Индии, Судане и Южной Африке. Из-за якобы или действительно несправедливой аттестации он вступил в ссору со своим командиром Хербертом Пламером, этот конфликт не остался без последствий.
Хейг оказался способным и решительным кавалерийским офицером, что отразилось на его карьере: 1906 - генерал-майор, 1909 - начальник штаба и главнокомандующий войсками в Индии, в конце 1910 года - генерал-лейтенант, в марте 1912 - начальник Олдершотского учебного военного лагеря, то есть занял один из важнейших командных постов британской профессиональной армии.
Слева направо: Жоффр, Пуанкаре, Георг V, Фош, Хейг
В качестве такового он в августе 1914 года отправился со своими войсками в Бельгию, чтобы остановить продвижение кайзеровской армии. Это удалось сделать лишь в конце года ценой потери пяти шестых личного состава убитыми и ранеными.
1915 год оказался ознаменован резкими разногласиями между тогдашним главнокомандующим британскими силами Джоном Френчем и французом Жозефом Жоффром. Хейг презирал своего начальника Френча, считая его мелочным, ревнивым, неуравновешенным, да вообще "неспособным думать ... и приходить к обоснованному решению". В конце года стало ясно, что война будет продолжаться и далее, и Хейг, сменивший Френча 10 декабря 1915 года, стал планировать на лето 1916 года крупное наступление.
Вообще-то он планировал наступление во Фландрии, но Жоффр вынудил наступать на стыке британских и французских войск, а именно, в долине реки Сомма. Хейг согласился и с конца 1915 года приступил к конкретному планированию.
Но реализация плана превратилась в катастрофу: хотя немецкие войска с февраля 1916 года вели наступление на Верден, прорыв на Сомме не удался. Идеальные в умственных построениях Хейга "решительные" атаки захлебнулись в крови. Представление о том, что противника можно "измотать" в его окопах, оказалось совершенно ложным. Ничего не удалось изменить и дебютом на поле боя секретного оружия - танков, состоявшегося 15 сентября 1916 года.
На момент прекращения наступления 30 ноября 1916 года погибли почти 80 тысяч британцев (включая канадцев, австралийцев и новозеландцев), почти 41 тысяча человек человек числилась пропавшими без вести. 343 тысячи получили ранения. Пара десятков километров захваченной, полностью перепаханной снарядами, земли оказалась слабым утешением.
Правда, критика в адрес фельдмаршала Дугласа Хейга оказалась резкой, премьер-министр хотел заменить его на Херберта Пламера, но тот сам не проявил интереса к такому карьерному росту. В итоге Хейг как "безальтернативный" остался на своем посту, а итоговая победа в войне, несмотря на все катастрофы под его командованием, сделала его почти неприкасаемым.
Такое положение сохранялось вплоть до его смерти в 1928 году. Лишь когда шесть лет спустя Бэзил Лиддел Гарт обрушил на покойника свою критику, на свет общественности была поднята ответственность за "самый черный день британской армии". С той поры Дуглас Хейг стал синонимом безудержного "кровавого генерала".
P.S. от переводчика.
Идея о том, что противника все-таки можно "измотать" в его собственных окопах, проходит очередную проверку сейчас в Донбассе. Сдается мне, что успешную. О соотношении артиллерии 10:1 англичане могли мечтать лишь в опиумном дурмане.
Жуков в заголовке - это дань названиям книг, которые я в товарном количестве видел в "Читай-городе". Истинное отношение к полководцу сформировано у меня благодаря книге Алексея Исаева "Последний довод короля". Рекомендую.