Ну тупые (голосом Задорнова, но не про американцев)

Dec 13, 2019 10:26

Все больше детей, отстающих в развитии, потому что дома с ними никто не разговаривает и не играет. Беседа с педагогом, пытающимся помочь с этой проблемой.



https://www.zeit.de/zeit-magazin/leben/2019-12/fruehfoerderung-kinder-erziehung-bildung-lebenshilfe-soziale-gerechtigkeit

Пример с ножницами можно сейчас услышать часто: их концы все больше расходятся, как, например, разница в положении между богатыми и бедными, или про ножницы развития среди детей, одним из которых уделяется очень много внимания, а другим очень мало. Говорят об этом и на заседаниях бундестага при обсуждении "Закона о хороших детских садах" (инициатива министра по делам семьи Франциски Гиффей), и на игровых площадках, и залитых солнцем парковых скамейках. Что человеческий мозг так быстро развивается в первые годы жизни, что все, что случается (или не случается), оказывает потом большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка: его отношения с другими, учебу, работу и размер зарплаты.

В семь часов утра Вероника Беликова садится в свой синий электроавтомобиль и трогается с места. На заднем сиденье уложены три большие сумки, забитые под завязку играми, детскими книгами и наборами для разных поделок: детскими играми для ловли рыбы, вытаскивания моркови, книгами про пожарных или лесных зверей, ножницами, фломастерами и цветной бумагой. Сквозь плотное движение Вероника движется к "Детскому саду на Визенхюгель", что в районе панельных построек Эрфурта. Здесь проживает 5000 человек, среди которых много семейных. Раньше улицы носили названия, относящиеся к жизни ГДР, сейчас в ходу названия из растительного мира.

В "Детский сад на Визенхюгель" ходят дети, которыми Беликова занимается раз или два в неделю. Сам детский сад в этот момент ремонтируется, поэтому жизнь его проходит в подменном здании. Беликова паркует автомобиль на улице и входит в постройку из красного кирпича, что изнутри выглядит так, как и должен выглядеть детский сад: столовая, три помещения для детских групп, гардеробы с именными табличками, на стенах пара каракулей.

Беликова вот уже четыре года работает в Центре содействия раннему развитию детей "Психокоррекция" в Эрфурте. В этот день на ней джинсы и блузка с цветочками. Каштановые волосы собраны в лошадиный хвост. Трое детей, которыми она сегодня займется, уже ждут снаружи, насыпая песок в ведерко. Мави и Лара - сестры, Данни - их двоюродный брат, вообще-то, у них другие имена.

Мави одета в лиловое платье с красными сердечками и в спортивную обувь. Она издалека замечает Беликову, идет к ней и обнимает руками за коленки. Вместе они идут в пустой спортзал в полуподвальном помещении детского сада. Там стоит низкая деревянная скамья; специалист по раннему развитию садится, и прижимает девочку к животу. "Сначала займемся обнимашечками!", - говорит Беликова. "Скажи-ка, Мави, а где твои зубы? Ты забыла их дома?". Мави кивает головой. "Но это не есть хорошо (не могу удержаться, чтобы не перевести эту фразу буквально :-) - прим. пер.). Тебе нужны твои зубы. Завтра ты снова будешь с ними, да? Передай, пожалуйста, это маме!". Мави снова кивает. Из-за того, что ее молочные зубы сгнили, четырехлетняя девочка с недавнего времени носит зубной протез. И с того же времени у нее уходит больше усилий на речь. "У меня сегодня день рождения!", - говорит Мави то, что произносит каждый раз, когда Беликова прижимает ее к своему животу. "Правда?", - спрашивает Беликова, как будто она действительно удивлена. "И что тебе подарили?". "Мама подарила куклу, а дедушка - платье", - шепелявит ребенок. "Это прекрасные подарки", - говорит Беликова, вытаскивая пазл из своей сумки: нужно собрать взрослых и маленьких обитателей животного мира, козочку и козу, теленка и корову, жеребенка и кобылу. Пару минут Мави занимается пазлом, и на этом ее усилия по концентрации внимания иссякают. Взгляд уходит в сторону. "У меня сегодня день рождения!", - говорит она.

Пятилетняя Лара, старшая сестра Мави, уже радуется развивательным часам, с робкой улыбкой спускается по ступенькам в спортзал. Беликова и девочка начинают песню: "Высоко в небе, глубоко в земле, Солнце повсюду. Если бы я была не Лара, то мне хотелось бы... кем бы ты хотела стать?", - спрашивает Беликова. Лара хотела бы стать "бабочкой", и обе делают порхающие движения руками, пьют нектар из невидимых цветов. Затем они превращаются в слонов, медведей и кенгуру. Лара должна делать большие скачки по всему помещению, ее руки и ноги мало устают.



Вероника Беликова любима детьми, потому что полностью дарит им свое внимание.

Беликова рассказывает, что родители зачастую вообще не знают, во что дети предпочитают играть в конкретном возрасте. Они покупают по принципу: громче, цветастей, дороже. Например, автомобили, что сверкают и шумят, доводя детей до головной боли. Гигантские телевизоры, компьютерные игры, для которых дети слишком малы. "Недавно я занималась двухлетним мальчиком, получившим от мамы мини-планшет", - рассказывает она. "Тогда я показала ей, что двухлетка гораздо охотнее играет с кастрюлями, наполненными водой". Летом Беликова наполняет для детей ванны, приносит ведра, воронки, стаканы, чтобы те могли наиграться на всю катушку в жидкой грязи. Осенью они собирают каштаны. Некоторые дети, по ее словам, вообще не выходят из дома с родителями.

Ну что, а теперь сыграем в "Вытащи морковку"? Для Лары настоящий вызов просто понять правила игры. То, что ее заяц желтого цвета, она вообще не может заметить в это утро. Но то, что он выглядит "как солнце", это она знает. На днях она мастерила книгу цветов, в которой указано: желтый как Солнце.

Четыре года назад Вероника Беликова занималась в первую очередь детьми-инвалидами, сейчас она занимается детьми с запущенным умственным развитием, то есть теми, кого "надлежащим образом одевают и кормят", но кому почти не уделяют внимания. Часто она пытается договориться с родителями на совместное участие в развивательных занятиях. "Но иные из них просто сидят, уставившись в мобильный телефон, в то время, как я из кожи вон лезу, чтобы чему-то научить ее ребенка".

Данни, сегодня одетый в футболку с динозавром, в свои четыре года еще почти не говорит. А четыре месяца назад он не мог назвать даже простейшие предметы. Не знал, что стол это стол, а дверь это дверь. Избегал зрительного контакта с взрослыми. Беликова насела на мать, чтобы та больше разговаривала с мальчиком, сопровождала речью повседневные дела: "Данни, пожалуйста, закрой дверь, подойди к столу и возьми тарелку с едой!". Мать серьезно отнеслась к советам, и с того времени дела пошли лучше. "Скет", - говорит мальчик. "Мит зассе". Что означает "мы катались на скейтборде на улице (штрассе)".

Матери Данни под тридцать, она в одиночку воспитывает четверых детей. На ней белая футболка и целый ландшафт татуировок на руках. "Оба моих старших сына тоже начинали с психокоррекции в центре раннего развития", - говорит она. "Там я получила хороший опыт. И долго думала, что Данни он возможно не понадобится. Но сейчас у меня такое чувство, что в этом он нуждается больше, чем его братья".

Окончание следует.

От переводчика.
Через минуту после окончания последнего предложения я узнал от мамы, что сам начал говорить очень рано. Как рано? Да уже в год. То есть в четыре года не разговаривать - это ОЧЕНЬ плохо? Да. Так что женщина, долго время считающая, что ее четырехлетний сын-молчун не нуждается в помощи специалиста по развитию, это не ОЧЕНЬ плохо. Это ПОЛНАЯ ж...

переводы, социальная война

Previous post Next post
Up