Когда нам прививали пенсионную реформу, то кивали, а вот, мол, на Западе.
Ну и что на Западе?
В Германии, промышленном локомотиве Евросоюза, уже речь идет о повышении пенсионного возраста до 70 (семидесяти) лет.
https://www.zeit.de/wirtschaft/2019-10/rentendebatte-rente-mit-70-rentenreform Что общего в дискуссиях о защите климата и пенсии? Обе требуют существенного перекладывания груза и ответственности со старшего на молодое поколение, чтобы сохранять возможность платить по счетам. Большинство взрослых, на поколении которых лежит своя доля ответственности за пагубные перемены климата, больше уже не может нести на себе издержки в одиночку.
То же и с выходом на пенсию в законодательно установленный срок (далее просто пенсия - прим. пер.): ввиду низкой рождаемости и растущего срока ожидаемой продолжительности жизни упорство в сохранении одинаковых пенсионных притязаний и придерживании нынешнего возраста выхода на пенсию означает, что молодое поколение находится под сильной финансовой нагрузкой, плоды которой все больше распределяются в пользу пожилых. Требование Федерального банка о повышении пенсионного возраста почти до 70, прозвучавшее на этой неделе, вызвало много шума и возмущения. При этом и этого подъема недостаточно, чтобы обеспечить выплаты по текущим пенсиям.
Возможно, самая насущная проблема для многих, кто выйдет на пенсию в ближайшие 10-20 лет, это угроза старческой бедности, рост которой снова рассчитали и обосновали мои коллеги из Немецкого института экономических исследований (НИЭИ). Так, установленный законом размер пенсии в 48% от средней зарплаты уже сегодня, даже по сравнению со многими аналогичными странами, чрезвычайно низок. К тому же многие люди за время своей трудовой деятельности получают все меньше прав на достойную пенсию, потому что получают низкую зарплату, заняты неполный день или вообще не имеют постоянной работы.
Добавим к этому, что в Германии необычно много людей и семейств не могут сделать личные накопления - 40% немцев не имеют сбережений на черный день, и вынуждены сейчас или в будущем уповать на пособия от государства. Уже сейчас число тех, кто находится в состоянии старческой бедности, заметно больше, чем свидетельствует официальная статистика.
Недавно НИЭИ подсчитал, что уже сегодня сотни тысяч пожилых людей живут в условиях постыдной старческой бедности. Многие из них подают заявления на получение государственных пособий, потому что их доходы слишком малы. А есть и те, кто стыдится обращаться за такой помощью к государству, прожив зачастую полную лишений жизнь трудящегося человека.
В свете таких цифр и фактов просто напрашивается предложение к молодому поколению быть несколько великодушнее, и сильнее поддержать поколение нынешних пенсионеров. При этом легко не захотеть увидеть, что поколение молодых немцев, по сравнению с мировой практикой, и так вносит сравнительно высокий вклад в обеспечение старости.
Взносы на обеспечение пенсии по законодательно установленному возрасту в размере 18,6% от чистого дохода и так очень высоки. Плюс добавим 100 млрд евро, или более 3% ежегодного объема производства в качестве налоговых отчислений на обязательное пенсионное страхование. ВВП создается в основном молодыми поколениями и за счет их налогов.
Как можно по-новому устроить общественный договор между поколениями, чтобы он был и справедливым, и экономически устойчивым. Здесь решают четыре элемента, хотя общественная дискуссия сегодня ограничивается почти исключительно первым.
Итак, этот первый элемент - более сильное перераспределение нагрузки, которая и так уже давно состоялась, и будет усиливаться в предстоящие десять лет. Молодые поколения должны платить все более растущие взносы и налоги. Но факт заключается в том, что гарантированная и достаточная пенсия не может быть гарантирована только за счет непрерывно растущих отчислений всех видов.
В будущем и люди старшего возраста должны вносить свой вклад в обеспеченность пенсий. Для многих дальнейшее снижение размера пенсии от средней зарплаты, которое к 2030 году опустится с нынешних 48% до 43, и так не оставляет выбора. Остается только опция более продолжительной рабочей жизни и более позднего выхода на пенсию. Увеличение срока ожидаемой продолжительности жизни на один год требует повышения выхода на пенсию на 6 месяцев, чтобы пенсия могла быть финансово обеспечена.
Этот принцип уже давно игнорируется, а расплачиваться приходится молодым. Поэтому требование Бундесбанка о повышении пенсионного возраста почти до 70 лет не является оторванным от реальности. Правда заключается в том, что многие люди не смогут так долго работать, а кто-то и не захочет. Поэтому большая гибкость становится важным элементом пенсионной реформы, чтобы люди сами могли решать, когда захотят уходить на пенсию. (А с какого тогда бодуна выше шел разговор про старческую бедность? Так прямо и говорил бы: хочешь жить на пенсии достойно - сдохни на работе; прим. пер.).
В качестве третьего элемента политики должны настоятельно реформировать так называемый принцип эквивалентности. Он означает, что каждый получает ежемесячную пенсию в соответствии с выплаченными когда-то взносами на обязательное пенсионное страхование. Однако упускается из внимания, что люди с небольшими заработками и доходами имеют заметно меньшую ожидаемую продолжительность жизни, а значит, и суммы пенсионного обеспечения. Большинство же других промышленно развитых стран гарантируют пенсионерам с низкими зарплатами и жизненными доходами повышенное ежемесячное содержание - очень важный инструмент, чтобы хотя бы ограничить масштабы старческой бедности.
Четвертый элемент, которым зачастую пренебрегают, хотя он, возможно, самый важный в деле обеспечения пенсии, это радикальная реформа рынка труда. Самой частой причиной старческой бедности является то, что ее жертвы длительное время получали низкую зарплату, или были безработными, или занятыми неполный день - то есть не имели шансов заработать себе на приличную пенсию.
Едва ли найдется еще такая индустриальная страна со столь колоссальными объемами низко оплачиваемой работы - более, чем каждый пятый работник трудится на ставку менее, чем 10,80 евро брутто в час, а сколько еще народу в Германии заняты не полный день? Существенно важно заметно сократить сферу низкооплачиваемой деятельности.
Это возможно через усиление социального партнерства, упразднение "мини" и "миди"-работ (соответственно с зарплатами до 450 евро и 450,01-1300 евро в месяц - прим. пер.), улучшенная интеграция в трудовой рынок длительно безработных, отмена супружеского сплиттинга (Налогообложение супругов, при котором учитывается их совместный доход; поскольку на половину совокупного дохода начисляется налог по соответствующей ставке, то определенная таким образом сумма налога удваивается - прим. пер.), чтобы меньше занятых попадали в силки частичной занятости. Все это важно не только для того, чтобы усилить позиции многих людей на рынке труда и повысить их доходы, но и чтобы сделать устойчивее обязательное страхование пенсий. При этом экономика работает успешнее, а распределение между возрастами можно возложить на большее количество плеч.
Пенсия в Германии попадает в ту же дилемму, что и недостаточные меры по сохранению климата: и там, и здесь требуется усиление нагрузки на молодое поколение, которую оно в одиночку уже сейчас не может, и не хочет нести.
Сильная, устойчивая пенсионная система требует более справедливо сбалансированной нагрузки поколений, которая не только поспособствует более продолжительной трудовой деятельности людей старших возрастов, но и так переустроит пенсионную систему, что предотвратит перенос нагрузки с бедных на богатых (Ага! - прим. пер.). Остается надеяться, что молодое поколение вместе с бизнесом скоро откроет для себя эту тему по примеру защиты климата, чтобы оказать давление на политиков вплоть до осуществления необратимых реформ.