Фото: dawn.com
Подозреваемого члена "Хизб ут-тахрир" ведут в офис Отдела по борьбе с терроризмом, г.Карачи.
http://herald.dawn.com/news/1153325/global-connections-the-crackdown-on-hizbut-tahrir-intensifies Шер Али Хан, 22.01.2016
Мохаммед Захид после рождения был увезен в Великобританию. Он прибыл в Пакистан в мае 2014 года в качестве приглашенного научного сотрудника Института стратегических исследований в Исламабаде (ISSI), в рамках программы, спонсируемой немецким "Фондом Ханнса Зайделя". В августе 2014 года он поступил в лахорский Университет менеджментологии (LUMS) на доцентуру по политологии. 22 апреля 2015 года отдел по борьбе с терроризмом полиции провинции Пенджаб арестовал его по обвинению в терроризме. С этого времени он, по словам жены, томится в центральной тюрьме Лахора без судебного разбирательства.
Будучи экспертом по радикальному исламу и Среднему Востоку, Захид написал книгу про политику Египта "Братья-мусульмане" и кризис преемственности Египта: политика либерализма и реформа Среднего Востока". Во время работы в ISSI, правительственном аналитическом центре, близком, как полагают, к военному истеблишменту, под его авторством также вышел препринт "Политический ислам в Пакистане: "Хизбут-тахрир" и дилемма национальной безопасности". Это один из немногих академических трудов о деятельности "Хизб ут-тахрир" (ХТ) в Пакистане.
Жена Захида утверждает, что он находился на момент ареста в галерее Гулберга, роскошном торговом центре на углу бульвара Гулберг и Джейл роуд. Он прибыл туда брать интервью у некоего активиста ХТ, собирая материал для второй работы, посвященной этой организации. Письмо от жены Захида было опубликовано в базирующейся в Лахоре англоязычной газете "Дейли таймс".
По словам полиции Захид был арестован снаружи мечети на бульваре Гулберг за антиправительственную пропаганду. Его обвиняют в неуказанных преступлениях согласно Акту защиты Пакистана, недавнему законопроекту, дающему расширенные полномочия по аресту и задержанию на 90 суток по одному только подозрению в причастности к терроризму. Однако, пребывая в тюрьме уже свыше восьми месяцев, Захид и не выпущен под залог, и не предстал перед судом, жалуется его жена.
Источники в лахорском университете предполагают, что Захид занимался идеологическим расколом на социальных либералов и религиозных реакционеров на факультете. Другие говорят, что ничего не знают об этом. "Мне не известно, радикал ли он. Как ученый он вполне осторожно балансировал в своем направлении", - сказал знающий его коллега-преподаватель из LUMS.
Многие другие преподаватели колледжей и университетов, обычные представители среднего класса, ряд студентов, были аналогичным образом арестованы в различных частях Пакистана за последние месяцы и годы, по подозрению в связях с ХТ. В прошлом месяце власти Лахора арестовали Галиба Ату, преподавателя пенджабского университета, по тому же обвинению. Два других преподавателя - Амир Саид и Омер Наваб, были арестованы неделей позже за предполагаемые связи с ХТ через студента юрфака, вся троица из одного университета.
В конце ноября 2015 года полиция арестовала в Карачи Сихама Камара. Заместитель генерального менеджера "Карачи электрик", фирмы, обеспечивающей электричеством мегаполис, был объявлен руководителем ячейки ХТ в Карачи. За пару месяцев до этого ареста Овайс Рахиль, преподаватель в научно-технологическом институте имени Зульфикара Али Бхутто, был схвачен силами правопорядка в момент выхода из мечети после пятничной молитвы, написала его жена в блоге базирующейся в Карачи англоязычной газеты "Экспресс трибьюн".
Сначала полиция Карачи отрицала факт его ареста, но после того, как жена обратилась с петицией в Верховный суд провинции Синд о рассмотрении обоснованности ареста, в газетной статье было сообщено, что он помещен под стражу как "высококвалифицированный террорист" со связями с ХТ. В статье говорилось, что он был арестован в районе Бот бейсин месяц спустя после того, как пропал без вести.
Невозможно дать точную картину присутствия и активности ХТ в Пакистане. В конечном счете, это запрещенная организация, действующая с 2003 года исключительно на нелегальном положении.
Правительство рассматривает ее деятельность как террористическую, так же как и власти многих арабских стран, хотя эта организация является законной в Великобритании, где она регулярно ведет научные кружки, организует конференции и печатает множество публикаций. Ее члены утверждают, что не имеют ничего общего с терроризмом, что они только оппонируют глобальному демократическому порядку, базирующемуся на либеральной капиталистической экономике. Они убеждают, что к их оппозиции демократии и капитализму должны относиться так же, как к левой оппозиции капиталистической демократии, то есть как к легальной политической идеологии.
Призывы ХТ к созданию международного халифата продолжают питать опасения, что ее радикальные кадры могут однажды взяться за оружие ради достижения своих целей, либо ее активисты могут радикализовать часть государства и общества, вроде офицеров пакистанской армии, университетских студентов, которые так же могут претендовать на власть и пытаться установить халифат через кровопролитную гражданскую войну.
ХТ расширила свою организационную сеть и деятельность в Пакистане после военного переворота 1977 года генерала Зия уль-Хака. В 80-е годы некоторые активисты ХТ мигрировали в страну из Великобритании и некоторых арабских стран, чтобы учиться в университетах Пакистана.
Активисты ХТ считают, что могут детальной и всеобъемлющей критикой добиться замены капитализма и либеральной демократии системой глобального халифата. Они негодуют, когда их называют "радикалами". "Наша кампания против западной цивилизации по своей природе носит интеллектуальный и политический характер. Мы хотим, чтобы люди спорили с нами, а не пытались отмалчиваться, навесив на нас ярлыки "радикалов" и "террористов", - говорит беседовавший с "Херальд" из неустановленного места Шехзад Шейх, утверждающий, что он представитель пакистанской ХТ.
В своей работе про ХТ Захид отметил, что организация, название которой переводится как "партия освобождения", саму себя описывает как транснациональную исламистскую политическую партию. Он также отметил, что Пакистан пытается бороться с деятельностью ХТ через двойную стратегию: подавления и диалога. Основанная в 1953 году Такиуддином ан-Набхани, исламским ученым палестинского происхождения, выпускником каирского университета аль-Ахзар, ХТ понималась как интеллектуальный и политический ответ на крах Оттоманской империи и подъем сионистского движения. Партия, согласно Захиду, впервые проявилась в Пакистане в 60-е годы, когда послала делегацию к тогдашнему военному диктатору Аюб Хану. Впоследствии делегация провела ряд обсуждений с высшими правительственными чиновниками страны.