Фото: Shutterstock.com
Протесты в Белуджистане
http://thediplomat.com/2015/09/the-china-pakistan-economic-corridor-challenges/ Кийа Балоч, 28.09.2015
У коренных жителей города-порта Гвадара, ворот горячо обсуждаемого Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), свое собственное мнение о том, когда придет время пожинать плоды от этого проекта с инвестициями на 46 млрд долларов. Всё больший оборот набирают спекуляции о том, что проект выгоден лишь китайцам, местным же от него перепадет немного.
"Существует заговор о том, чтобы превратить местное население в меньшинство, а не дать им больше прав и возможностей", - говорит Сайед Исса Нури, член Пакистанской национальной ассамблеи от партии белуджей-националистов. Нури приводит Карачи в качестве наглядного примера того, как местное население маргинализируется под ширмой экономического развития.
"На момент создания страны большинство жителей Карачи были белуджи (а может, все-таки синдхи? Но это надо разбираться отдельно - прим. пер.). За десять лет порт превратился в город преимущественно мигрантов, часть которых прибыла из Индии, а часть из остальных мест Пакистана". Националист-белудж опасается, что то же произойдет и с Гвадаром, если до масштабного развития региона в рамках КПЭК не принять меры предосторожности, гарантирующие права местного населения, белуджей.
На вопрос о будущем Гвадара генерал-лейтенант Абдул Кадир Балоч, федеральный министр по делам регионов и пограничных территорий Пакистана, заявил изданию "Дипломат" следующее: "Неуместно говорить, что белуджей хотят превратить в меньшинство, когда этот город на побережье заливается деньгами китайских инвестиций". Генерал в отставке Кадир Балоч был избран от удаленного округа Белуджистана - Харан, представляя центристско-правую партию "Пакистанская мусульманская лига (Н)". Партия, возглавляемая премьер-министром Навазом Шарифом, получила кредит доверия за обещание открыть шлюз китайских инвестиций после своего прихода к власти в мае 2013 года, и наставивает на том, что Гвадар станет главным выгодополучателем от КПЭК, поскольку будет радикально улучшена экономическая и социальная жизнь местных жителей.
Вооруженная борьба белуджей
Разумеется, это подразумевает, что КПЭК должен решить стоящие перед ним проблемы, в первую очередь нехватку политической воли и всплеск воинственности белуджей. В конце августа хорошо вооруженные боевики атаковали аэропорт, уничтожили радар и убили двух инженеров в прибрежном городе Дживани в округе Гвадар. Аэропорт имеет стратегическое значение благодаря своей близости к береговой границе между Пакистаном и Ираном.
Абдул Хамид Абро, заместитель комиссара Гвадара, сообщил "Дипломату", что перед рассветом группа примерно в 12 боевиков, на мотоциклах, атаковала аэропорт Дживани, где убила двух инженеров по электронике, и похитила третьего специалиста. Ответственность за атаку взяла на себя Армия освобождения Белуджистана, еще более укрепив свою репутацию одной из опаснейших вооруженных группировок, полученную благодаря регулярным атакам на силы безопасности и объекты инфраструктуры в провинции.
[По поводу следующих два абзацев вынужден заявить, что совершенно не понял, о каком транспорте, подвергшемся нападению, идет речь. Потому что сначала "контейнеровозы, перевозившие цемент", превратились в одну машину, а уже та - в "танкер" (бензовоз, автоцистерну). С командой аж из четверых человек. В итоге я, поколебавшись, решил остановиться на одном цементовозе - прим.пер.]
В ходе другого нападения, на сей раз в окрестностях самого порта Гвадар, были убиты как минимум четыре человека, и сожжен цементовоз. Республиканская армия Белуджистана взяла на себя ответственность за похищение и последующее убийство экипажа автомобиля. Повстанцы-белуджи заявили, что находящийся в частной собственности цементовоз стал их целью, потому что был задействован в строительстве дороги, против которой они выступают.
Старший офицер полиции Имран Куреши сообщил, что боевики убили людей и сожгли машину, после чего скрылись на своих мотоциклах.
Боевики-белуджи уже несколько лет атакуют важные правительственные учреждения, силы безопасности, мультинациональные компании, газопроводы, строительные компании и контейнеровозы. Однако, с недавнего времени их первостепенной целью стали рабочие.
Особенно кровопролитной оказалась атака в апреле этого года на лагерь рабочих, занятых строительством плотины в юго-западной провинции Пакистана Белуджистане, которая унесла жизни, как минимум 20-ти человек, еще трое строителей были ранены.
Большое количество строительных компаний заняты на местности от Гвадара до Кветты, столицы провинции, соединяя портовый город с остальными частями страны. Компании никогда не чувствовали себя в Белуджистане в безопасности, частично по причине активности боевиков-белуджей, частично по причине повстанческой деятельности групп белуджских националистов и сепаратистов, желающих полной автономии от Исламабада.
Кто стоит за смертоносными беспорядками в Белуджистане?
Руководитель Пограничного корпуса Белуджистана генерал-майор Шер Афган и могущественная Межведомственная разведка Пакистана в унисон обвиняют разведслужбы Индии и Афганистана. На недавней конференции в Кветте Афган сказал, что Дели и Кабул стоят за подрывной деятельностью в провинции. Также он заявил о нескольких случаях срыва таких заговоров. Пресс-секретарь МИД сообщил, что Исламабад выдвигает вопрос вовлечения Индии в террористическую деятельность в Пакистане на рассмотрение на международном уровне.
Как лидеры повстанцев-белуджей, так и Индия отвергают утверждения правительства Пакистана. Действующий в Белуджистане полевой командир Аллах Назар отрицает любые обвинения в оказании его движению иностранной помощи, хотя и был бы рад получать ее от любого государства, будь то Индия или США. Премьер-министр Белуджистана Абдул Малик Балоч сказал, что в сложившейся ситуации есть некоторые нюансы. Он не отрицает полностью иностранное влияние на ситуацию в провинции, но подчеркивает, что главная вина за текущие беспорядки лежит на бывшем военном диктаторе Первезе Мушаррафе. Именно его политика ухудшила ситуацию. По словам Малика, она не может быть улучшена только одними инвестициями, нужны еще предоставление больших прав местному населению, сокращение уровня безработицы и бедности.
Бедность
Именно она питает нынешний конфликт. Помимо проблем с безопасностью Белуджистан поражен нищетой и безработицей. Уровень бедности здесь гораздо выше, чем в других частях Пакистана, несмотря на тот факт, что недра провинции имеют богатые запасы газа, нефти, угля, золота и меди.
В 2013 году в отчете, составленном находящейся в Исламабаде неправительственной организацией "Центр социальной политики и развития", Белуджистан был поставлен в топ рейтинга бедности национальностей с его 45,68% населения, живущими ниже черты бедности. Другой отчет, "Кластерная депривация", составленный Институтом политики устойчивого развития, сообщил о том, что 52% из 9-ти миллионов населения провинции проживает в бедности.
Прибрежные города округа Гвадар относятся к числу наиболее обездоленных мест в Пакистане, они поражены высокой безработицей, множеством болезней, имеют слабую инфраструктуру, такую же систему образования в виде единственного колледжа, и вкупе ко всему необузданную преступность. Кризисная ситуация существует в городах Дживани, Гвадар, Пасини и Ормера.
46 млрд долларов, что Китай собирается инвестировать в экономический коридор, должны быть направлены в том числе на строительство шахт, инфраструктуры, текстильных, энергетических и промышленных предприятий. В данный момент всё, чем располагают жители Гвадара, это больница на 12 койко-мест и колледж в 13 аудиторий.