Есть такое направление настольных игр - deck-building. Его родоначальник (хотя кое-кто может и поспорить) - игра Dominion от Rio Grande Games. Она насчитывает уже 4 дополнения, пятое анонсировано, и, видимо, будут еще.
Играет от 2 до 4 игроков (с дополнениями - можно больше). Игроки как бы соревнуются за обладание некоей страной, пытаясь за время игры нахапать больше регионов этой страны, чем конкуренты.
Суть в следующем. В начале игры каждому участнику выдается убогая колода из десяти карт, семь из которых - это сокровища малого номинала (ресурсы, другим словом), а три - регионы минимального размера (estate, в процессе игры скорее мешают, чем помогают). На столе лицом вверх выкладываются стопки доступных для покупки карт. Игроки в закрытую перемешивают свои колоды, и игра начинается.
Ходят по очереди. Игрок берет пять карт с верха своей колоды, после чего начинает шуровать. В ход можно сделать две вещи - сыграть одну карту действия с руки и купить одну карту себе в колоду. После этого вся рука сбрасывается и набирается новая из оставшейся колоды. Купленные карты помещаются в сброс, и поэтому попасть в руку могут только после того, как колода закончится - сброс тасуется и превращается в новую колоду.
Каждая карта имеет определенную цену, напечатанную в ее углу. Если в вашей руке есть сокровища, то на них вы можете купить карту со стола и положить в свой сброс. Карты бывают трех типов.
Первый - сокровища. Они есть трех номиналов - медь (один ресурс, цена - ноль), серебро (два ресурса, цена - два) и золото (три ресурса, цена - шесть). По началу в нашей колоде есть только медь, поэтому никакую карту дороже пяти ресурсов (да и то, если повезет и они все придут в одну руку) мы купить не можем.
Второй - действия. Это самый изюм игры. Карты действия несут в себе разные плюшки. Самые простые дают взять дополнительные карты, добавляют ресурсов или позволяют купить больше одной карты в ход (или все вместе). Более сложные делают черт знает что - карт действия великое множество, и с каждым дополнением их становится все больше. Есть среди них и карты атаки, делающие пакости другим игрокам.
Третий тип карт - карты регионов, то бишь победных очков. Их тоже три вида с разной стоимостью и мощью. Их необходимо покупать, чтобы выиграть - но в процессе игры они просто бесполезны, не несут никаких свойств и забивают руку. Количество победных очков считается в самом конце партии.
Таким образом, по ходу игры колоды участников пухнут, наполняясь сокровищами, действиями и регионами. Для победы есть совершенно разные стратегии - сочетая доступные карты, можно создавать комбо-эффекты или просто стараться опередить соперника путем накопления большего количества сокровищ.
Игра заканчивается, когда либо закончится стопка провинций (самый толстый из регионов), либо когда будут скуплены три любых стопки доступных карт. Игроки считают сумму победных очков в своих колодах, и у кого больше всего, тот и побеждает.
С первого взгляда Доминион больше всего похож на Magic: the Gathering и другие ККИ. Тем не менее, есть одно существенное различие. В ККИ вы изначально приходите с готовой колодой. Здесь же важен не только состав колоды, но и последовательность, в которой вы покупаете в нее карты. Например, забив колоду картами регионов в самом начале игры, вы непременно проиграете - вам просто нечего будет делать, когда вам придет полная регионов рука. Надо реагировать на действия соперников, предпринимая мероприятия по защите от их атак. Надо не забывать вовремя покупать сокровища - колода становится все толще, а вероятность прихода ресурсов - все ниже. И так далее.
Может также возникнуть подозрение, что игра быстро надоедает - очень легко выбрать выигрышную стратегию, после чего становится скучно. Но опять же это не так. В партии задействовано 10 карт, в коробке же их 25, так что каждый набор, набранный из случайных карт, открывает новые стратегические горизонты.
Отдельно хочу упомянуть о коробке - в ней лежит пластиковая основа, в которой есть место для всех карт, и поэтому их удобно хранить и быстро извлекать.
В целом, Доминион - очень простая в освоении, необычная и интересная игра. Первые несколько дней после ее появления мы рубились в нее без перерыва. Партия на двоих занимает минут 20-30, и обычно в одну и ту же комбинацию карт мы играем по три-четыре партии. Я советую всем любителям настолок, которые еще не успели с ней познакомиться, сыграть хотя бы одну тренировочную партию. Возможно, вы найдете свою любимую игру. Можно даже для начала накачать сканов карт из сети и распечатать необходимый минимум.
Доминион локализован, кстати. Хотя у нас все игры на английском, и это еще ни разу ни стало проблемой, даже среди тех участников, которые по инглишу не спичут никак. Текста на карте мало, и запоминаются они быстро.
И еще - пара слов о дополнениях. Каждое из них несет в себе набор дополнительных карт (обычно еще 25) и некую новую механику. С ними, простите, вариативность наборов становится вообще запредельной. Что характерно, они не портят изначальную идею игры, как это часто бывает с расширениями для настолок. Мне больше всего понравилось дополнение Seaside, но это, как говорится, дело вкуса. Alchemy меньше других по размеру, а поэтому и немного дешевле.
Удачных вам партий!
З.Ы. Если кому интересно посмотреть, как все это выглядит - загляните
сюда . Там и более подробный обзор есть, кстати.