Aug 18, 2006 09:02
Выражаем благодарность группе
“Renaissance”
за поле для работы, удовольствие от их музыки и то, что они были
Для большинства людей, а в особенности - наших соотечественников, перипетии развития музыки в течение 60-70х годов не многим интереснее распределения гемоглобина в эритроцитах больных талассенемией бандикутов. Но для любого ценителя рок-музыки это время связано с бурным развитием различных направлений этого вида искусства, которое тогда было субкультурой, мировоззрением, а иногда даже религией. Типичным примером культовых исполнителей были “The Beatles”, “The Rolling Stones”, Jimi Hendrix - эти и подобные им стали жертвой собственной славы. Здесь речь пойдёт о другом аспекте рок-культуры - прогрессивном и арт-роке, который не приобрёл такой популярности, хотя то, что группа “YES”(одна из ведущих команд этого направления) собрала шесть аншлагов подряд в Madison Square Garden, N.Y., - это факт, так же как и то, что никто ни до, ни после них этого не делал. Ценители такой музыки по праву считают её прогрессивной и интеллектуальной: профессиональными критиками, этими акулами пера, лучшей группой мира была признана группа “King Crimson” сразу же после выхода первого их альбома “In The Court Of The Crimson King” в 1969 году(родители не многих из нас закончили школу к этому времени). От всех других направлений рок-музыки арт-рок отличался наибольшим стилистическим многообразием: тут и ярко-авангардный “King Crimson”, и психоделический “Pink Floyd”, и эпический “Genesis”, и преломлённый современностью фолк “Jethro Tull” - этот список не бесконечен, зато может долго продолжаться. Но во избежание закисания перейдём к делу. Группа “Renaissance” из графства Surrey, U.K., заслуживает того, чтобы о ней упомянули особо. Речь пойдёт об их работе 1973 года “Ashes Are Burning”. Тогда состав группы был таким:
Джон Таут - клавишные, вокал
Энни Хаслэм - ведущий вокал
Джон Кэмп - бас, гитара, вокал
Тэрэнс Салливан - барабаны, ударные, вокал.
Многими критиками этот альбом считается одним из самых удачных в их карьере. В нём слышится влияние классической музыки, кельтских мотивов, русских, индийских и целого букета других народных мелодий. Альбом концептуальный. Лейтмотивом всего альбома является поиск гармонии в жизни и любви как средства её достижения. Альбом состоит из шести песен.
“Can You Understand” - первая композиция открывается ударом гонга, за которым следует динамичный клавишный пассаж, в который гармонично вплетены гитарные риффы, бас, ударные и ритм-секция. Пассаж символизирует динамичность и скоротечность нашей жизни. Он завершается тем же гонгом. После маленькой паузы, позволяющей слушателю отрешиться от обыденности и открыть восприятие для сути композиции, из тишины рождается мягкий хорал в сопровождении акустической гитары.
Вскоре он сменяется сольным пением Энни Хаслэм. Гармоничное сочетание текста и звучания музыки подобно плавному течению ручья, которое совершенно вне зависимости от нашего отношения. Затем ручей набирает силу, русло становится шире и глубже, а течение - мощнее, с которой тяжело не считаться. Средневековые мотивы плавно преобретают более современное звучание, это символизирует непреходящую ценность чистоты человеческих отношений - чистой скрипичной ноты.
“Let It Grow” - логическое продолжение первой композиции. Это практически однородная, в начале набирающая и до самого конца сохраняющая глубину и упругость, песня. Своей неспешностью она указывает путь достижения истинной глубины чувств.
“On The Frontier” - развитие другого направления человеческих отношений, осознание своей роли в трансформации общественного сознания. Здесь вводится образ рубежа для характеристики ограниченности устоявшихся в обществе отношений. С помощью этой метафоры авторы указывают на равенство людей и уверенность в возможности перемен мирным путём. Композиция пронизана любовью ко всем людям без исключения, что подчёркивается мелодией - мажорной, но не бравурной, а плавной и в то же время динамичной. Здесь наряду с чисто роковым звучанием слышится влияние классической музыки эпохи Возрождения.
“Carpet Of The Sun” - это самая короткая в альбоме композиция. К сожалению, один куплет оригинального текста был выброшен. В целом произведение воспевает синкретическую целостность человека и природы. Возвращение к корням - основная идея этой песни.
“At The Harbour” - грустная история. Размеренное соло фортепиано, звучание которого приобретает всё более тревожный оттенок, символизирует жизнь, в однородном течении которой таится масса опасностей. После соло возникает балладное звучание гитары, к которому присоединяется исполненный печали женский голос. Он повествует о страхе и одиночестве, селящемся в душах женщин, мужья которых погибли в море. Данная композиция показывает сложность жизни и тяжесть утрат. Завершающее соло напоминает о том, что никакие трудности не остановят хода жизни, и всё вернётся на круги своя.
“Ashes Are Burning” - центральная тема альбома. Звук ветра и ударные, сменяющиеся фортепианным соло, вызывает ассоциации с путешествием. Они подчёркивают текст песни, который говорит о связи времён, о цикличности жизни, о важности начала поиска верного пути. Образ горящих углей символизирует извечность основных человеческих ценностей. Этот образ дополняется другим - образом пылающего пепла, освещающего дорогу идущего. В целом квинтэссенцией мира и ключом к его познанию является любовь, о чём авторы не дают забыть и в этой композиции - как и во всём альбоме.
Название альбома “Ashes Are Burning” было выбрано не случайно. Этот образ вновь и вновь горящего пепла наводит на мысль о том, что память периодически воскрешает в нас, казалось, давно забытые чувства и воспоминания, взывает к нам: ”Чтобы помнили”…
Отдельная благодарность Бабичу В.В. за самоотверженную
сборку фрагментов ковер-дизайна альбома(пластинка не лезла в сканер)
Волковой С.В.
Пугачёв А.Ю.