Aug 18, 2012 12:23
Ваше высокопреосвященство, многие верующие в нашей стране требуют строгого наказания для молодых женщин. Другие говорят о том, что Господь наш милостив. Нет ли здесь противоречия?
- Противоречия нет. Нужно вникнуть, что запрещает Господь. Увидим, найдем объяснение в словах Самого Господа Иисуса Христа. Он сказал: "Что ты смотришь на сучёк в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не чувствуешь?" Это значит, что Господь Иисус Христос запрещает нам быть строгими судьями над братьями нашими, запрещает поступать, как обыкновенно поступает мы: своего тяжкого греха не замечаем, а сучёк, маленькую соринку в глазу брата своего - небольшое прегрешение - зорко видим и наблюдаем... Будучи сами полны греха, судим брата своего, совершившего небольшое прегрешение перед Богом. А кто же эти осуждающие? Каждый день пьянствуют они, объедаются...
Так что же, неужели нужно молчать, когда такое бесстыдство совершается в храме?
- Нет, вовсе нет. Обличать и запрещать должно, но дело-то в том, что велика разница между осуждением и обличением. Мы нехорошо относимся к грехам ближних своих: видим, что согрешают и со злорадством становимся судьями их. Вот что запрещает Иисус Христос, ибо можно поступить совсем иначе. Не должны мы молчать, но обличать должны кротко, тихо, не с осуждением, а с любовью, с желанием исправить, без злорадства и злобы.
Ваше высокопреосвященство, как же нам, православным вести себя в этой непростой ситуации? Можем ли мы думать, осуждать по зову сердца, судить о грехах этих женщин по зову души нашей?
- Видите, можно судить о грехах ближних своих различно: строгую мерою мерить, осуждать со злобой и раздражением, можно с любовью и кротостью обличать. Вот почему Господь Иисус Христос продолжил речь Свою: "Каким судом судите, таким будете судимы". Кто будет судить? Он Сам на Страшном Суде. Первая и важнейшая обязанность наша - видеть и замечать бревно в собственном глазу, видеть и судить собственные грехи; а в отношении соринки в глазу брата своего должны мы быть долготерпеливы, - тогда долготерпелив будет к нам Господь Иисус Христос в день Страшного Суда
Что Вы скажете о лишениях, которые уже понесли и еще, скорее всего, понесут эти три молодые женщины?
- Чтобы идти за Христом, надо быть готовым на лишения, на поношения. Апостол Павел говорит: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3, 12), так как ненавидящих Христа так много, бесконечно много. В наше время особенно трудно идти этим тернистым путем.
Святитель Лука, и последний вопрос. Вы всю жизнь призывали нас к милосердию и состраданию. Достойны ли эти, вне сомнения, заблудшие женщины нашего милосердия?
- Для ответа на этот вопрос надо понимать, - в чём корень милосердия? В жалости, в сострадании. Жалость, сострадание - это основные свойства, основные качества любви. В ком есть любовь, в том есть жалость и сострадание, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может он не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности, без ожидания получить взамен то же. Из чистой любви истекает милосердие наше, из чистой любви исполняем мы заповеди Христа.
Ваше высокопреосвященство, еще раз спасибо большое! Хотели бы Вы сказать что либо в заключение?
- Живите среди печали по Бозе, среди святых слез о своем собственном недостоинстве и о погибших несчастных людях, среди которых живете, - и получите спасение вечное. Аминь.
Столь необходимое послесловие.
Великий русский хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Это человек, которого я был бы счастлив почитать одним из своих учителей. Хотя умер Валентин Феликсович ещё до моего рождения, учился гнойной хирургии я по его книге. И, несмотря на победоносное шествие нового, действительно высокотехнологичного века, заверяю, что ничего лучшего по этому разделу медицины всё ещё не написано. Однако многим, множеству из родившихся в России того времени были уготованы и непростая судьба, и испытания… По неписанным законам, диктуемым жанром блога, постараюсь быть кратким, насколько это возможно, ибо грамотный собеседник сам понимает, что стоит за строками биографии. Только короткие комментарии, как правило, от самого В.Ф. Войно-Ясенецкого:
- 1889 г. Валентину 12 лет. Переезд семьи в Киев. Увлечение рисованием. «Я каждый день, иногда и дважды в день ездил в Киево-Печерскую Лавру… делал зарисовки…»;
- 1896-98 гг. Учеба на юридическом факультете, учёба в художественной школе в Мюнхене, поступление на медицинский факультет Киевского Университета. Учился на одни пятёрки, особенно выделялся фантастически точной препаровкой трупов: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии…»;
-1904 г. После получения диплома с отличием в ответ на предложение остаться в аспирантуре: «… я изучал медицину с исключительной целью - быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям»;
-1904 - 1906 гг. Госпиталь Красного Креста возле Читы, лечение раненых на русско-японской войне;
- 1906-1916 гг. Женитьба на операционной сестре милосердия А.В. Ланской. Работа земским врачом в Симбирской, Курской губерниях, Переславле-Залесском, госпиталях Москвы. Защита докторской диссертации. Составление плана написания книги «Очерки гнойной хирургии», основанной на собственном опыте. «… и тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная, неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа»»;
- 1917-1923 гг. Работа главным врачом городской больницы Ташкента. Первый арест по ложному доносу санитара морга. Смерть 38-летней жены; Валентин Феликсович остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми на руках: «Две ночи я сам читал над гробом Псалтырь, стоя у ног покойной в полном одиночестве…»; «Я лечил больных, проводил исследования, читал лекции в Университете. … находил время для посещения Церкви»; Для многих красноармейцев Валентин Феликсович был чуждым элементом. Врач, из дворянской семьи, глубоко верующий, только из-за нехватки кадров избежавший справедливого революционного расстрела… Не мудрено, что зачастую уже выздоравливающие после его операций красноармейцы поджидали хирурга на выходе из операционной и довольно сильно побивали Валентина Феликсовича костылями и палками;
- 1921 г. «… уже в ближайшее воскресение, при чтении часов, я в сопровождении двух диаков, вышел в чужом подряснике к стоявшему на кафедре архиерею и был посвящён им в чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии - и в сан диакона. … через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года я был рукоположен во иерея епископом Иннокентием». Так на 44 году жизни выдающийся русский хирург, известный учёный, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий стал священником. (цит. по В.А. Лисичкину)
- 1923 г. Ссыльный уфимский епископ Андрей тайно постриг профессора в монахи с именем Луки. В мае этого же года Валентин Феликсович был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского;
- 1923-1926 гг. Арест и первая ссылка. Ташкент - Москва (Таганская и Бутырская тюрьмы, гепатит) - Тюмень - Омск - Новосибирск - Красноярск - Енисейск - Плахино (5 изб, 230 км севернее Полярного круга) - Туруханск; «… ночью я подвергся такому нападению клопов, которого и нельзя было представить себе. Я быстро заснул, но вскоре проснулся, зажёг электрическую лампочку и увидел, что вся подушка, и постель, и стены камеры покрыты почти сплошным слоем клопов»;
-1927-1930 гг. Жизнь в Ташкенте в качестве частного лица. Борьба с «живой церковью»;
- 1930-1933 гг. Вновь арест и вторая ссылка. Пытки. Голодовки. Котлас - Архангельск. «В вагоне было так много вшей, что я утром и вечером снимал с себя всё бельё и находил в нём около сотни вшей, среди них были никогда не виданные мною очень крупные чёрные вши…»;
- 1934-1937 гг. Возвращение в Ташкент. Отказ в рабочем месте. Врач в районной больнице Андижана. Издание фундаментального непревзойдённого во многом до сих пор труда «Очерки гнойной хирургии»; перевод в Институт неотложной помощи в Ташкент.
- 1937-1939 гг. Арест. Тюрьмы. Конвейерные допросы. Пытки. Многочисленные голодовки. « К сожалению, я забыл многое пережитое в областной тюрьме… был повторён допрос конвейером, при котором однажды проводивший его чекист заснул. Вошёл начальник секретного отдела и разбудил его. Попавший в беду чекист, прежде всегда очень вежливый со мной, стал бить меня по ногам своей ногой, обутой в кожаный сапог…»;
- 1940-1943 гг. Третья ссылка. Красноярск - Большая Мурта. Разрешение бесплатно работать врачом в районной больнице. Молиться архиепископ Лука ходил в берёзовую рощу, так как церковь взорвали. Причём, власти всегда отправляли и сельчан на место молитв хирурга (в туалет). 1941 г. Перевод в Красноярск с разрешением работы в эвакогоспитале. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня… некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях.., неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами»;
- 1944-1946 гг. Работа в Тамбове хирургом. Возведение в сан архиепископа. В 1946 за книгу «Очерки гнойной хирургии» и другие труды В.Ф. Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- 1946-1957 гг. Назначение Святого Луки архиепископом Симферопольским и Крымским; архипастырская деятельность, проповеди, служение
- 1958 г. Валентин Феликсович полностью ослеп. При этом он продолжал настолько точно исполнять все детали службы, что никто и не мог подумать о слепоте пастыря;
- 1961 г., 11 июня, архиепископ Лука (профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий скончался);
- 1995 г. Причислен к лику Святых Православной Церкви
PS Из вступительного слова к читателям пятого издания: «Впереди третье тысячелетие от Рождества Христова в мировой истории. Я свято верю, духовными и ориентирами для всех нас должны быть гуманизм, самоотверженность, интеллигентность, бескорыстие и высокий профессионализм!» Профессор Ю.Л. Шевченко
PS2 Хорошо, что Вы, Юрий Леонидович не знали тогда, что ждёт Вас через 11 лет… И, главное, по чьей воле ждёт…
PS3 И мне кажется, именно так мой кумир в хирургии - профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий и мой духовный учитель - архиепископ Лука ответил бы на поставленные вопросы. Ответы взяты из проповедей Святителя. Причины тогда, конечно же были другими, а вот повод - один и тот же. Добро и зло. Милость и покаяние. Вера и безверие. И человек, который страдал всю земную жизнь это чувствовал. Будет время и душевный настрой, почитайте его проповеди. Они полны веры, добра, тепла и света. Милости и сострадания. Того, чего нам так не хватает...
В написании материала использованы:
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Спешите идти за Христом! (Проповеди в Симферополе 1946 - 1948 гг.) Москва, изд. Храма свв. бесср. Космы и Демиана на Маросейке, 2000 г., 167 с.
В.Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука). Очерки гнойной хирургии. Пятое издание. Москва, «Бином», 704 с.
- воспоминания В.А. Лисичкина, внука В.Ф. Войно-Ясенецкого
- воспоминания архиепископа Луки
И самое последнее…
Из стенограммы заседания суда по делу врачей Ташкентской городской больницы
Общественный обвинитель, начальник ОГПУ г. Ташкента Я.Х. Петерс:
- Во имя чего священник режет людей, когда религия запрещает это делать?
Обвиняемый, главный врач, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий:
- Я режу их во имя их спасения, а во имя чего их режете Вы?