Та оптика, которую люблю... И та, которую не очень.

Jul 05, 2012 10:32

Оригинал взят у dima_chatrov в Та оптика, которую люблю... И та, которую не очень.
На недавних Московских классах меня все время спрашивали, какой оптикой работаю. Поскольку я сейчас во Владивостоке и заснять воедино весь свой арсенал не могу, решил выложить субъективные описания наиболее часто используемых мною объективов с комментариями и примерами фотографий.



Отдельно хочу сказать про N-серию объективов от Nikon. Производитель загадочно намекает на некое "Нано-кристаллическое покрытие", и хотя понятно, что все это уловки маркетологов, но приходится признать: стекла N-серии - это лучшее, что существует сегодня на рынке автофокусной оптики для полного сенсора. Никакого "холивара". Можно много спорить о том, что же лучше - Nikon, Canon или Sony; можно много говорить о сенсорах, эргономике тушек или поливать грязью армию противоположного лагеря, - все это будет суетно и субъективно, а вот по оптике у Nikon действительно прорыв. В начале 2008 года, работая в Дублине, я попал на выставку новинок фото-техники. Взял в руки только что анонсированные N-стекла 14-24 и 24-70, поснимал и понял, что "попал": перехожу с "кропа" на полный кадр.


1. AF-S Nikkor 14-24 мм f/2.8G ED (для полнокадровой матрицы)

Диапазон значений диафрагмы: 2.8 - 22
Конструкция: 14 элементов в 11 группах, N-стекло
Количество лепестков: 9
Конструкция: жесткая, все движущие элементы спрятаны в литом корпусе
Фильтр: забудьте
Вес: 1000 г.



14-24/2.8 (ISO 6400, 14 мм, f/2.8, 15 сек.)

Плюсы: Быстрое, резкое стекло с прекрасной фокусировкой и хорошей цветопередачей. Геометрию валит в рамках дозволенного, не вызывая чувства отторжения. В меру пластичное - насколько вообще может быть пластичным широкоугольник. Отличный объектив для работы с близкого расстояния - на узких улочках и в местах с необходимостью детальной проработки переднего плана.
Минусы: бленда составляет часть конструкции, а фронтальный элемент напоминает дверной глазок в двери великана. На объектив невозможно накрутить поляризатор или поставить градиентный фильтр, что линзу малопригодной для природной съемки. Сразу добавлю, что в прошлом году инженеры из фирмы Lee специально под этот объектив изготовили держатель градиентных фильтров, но, во-первых, его стоимость от производителя составляет порядка 400$, а во-вторых, сами фильтры такого размера существенно покусают ваш бюджет. Какие альтернативы? Идем дальше.
Вердикт: мой рабочий объектив, рекомендую.

2. AF-S Nikkor 16-35 мм f/4G ED VR II

Диапазон значений диафрагмы: 4.0 - 22
Конструкция: 17 элементов в 12 группах, N-стекло
Количество лепестков: 9
Конструкция: жесткая, все движущие элементы спрятаны в литом корпусе
Фильтр: 77 мм
Вес: 680 г.



16-35/4.0 (ISO 800, 16 мм, f/9.0, 1/200)

Плюсы: легкий, резкий объектив с прекрасной цветопередачей. По качеству картинки не уступает "старшему" брату 14-24. С геометрией все в порядке, в точках фокусировки картинка резкая даже на открытой дарке. Производитель пожертвовал двумя миллиметрами фокусного расстояния и одним стопом светосилы, но расширил "длинный" конец до 35 мм и добавил крепежную резьбу под поляризатор / градиентный фильтр.
Минусы: все тот же ушедший от нас один f-стоп. Видимо поэтому в конструкцию включили механим VR (vibration reduction) второй ревизии. Не совсем понимаю, на фига в широкоугольнике нужен опитический стабилизатор, но при съемке с рук всегда держу его включенным. На всякий случай. Пробовал выключить - все равно резко. Ну, пусть останется включенным - мало ли :)

Фактически, этот объектив заменил легендарный Nikkor 17-35/2.8, на современных сенсорах слегка мылящий картинку. Один стоп на новых камерах "правится" поднятием рабочего ISO, которое за последние несколько лет достигло высот до приятного неприличных :) Мой вердикт: идеальный широкоугольник под полный кадр для природной съемки, где требуется поляризатор / ND-фильтр. Если же вам критичны 2 мм или вы снимаете ночное небо на f/2.8 - тогда берите 14-24.

Вердикт: мой рабочий объектив, рекомендую.

3. AF-S Nikkor 24-70 мм f/2.8G ED

Диапазон значений диафрагмы: 2.8 - 22
Конструкция: 15 элементов в 11 группах, N-стекло
Количество лепестков: 9
Конструкция: жесткая, все движущие элементы спрятаны в литом корпусе
Фильтр: 77 мм
Вес: 900 г.



24-70/2.8 (ISO 800, f/2.8, 45 мм, 1/2000)

Плюсы: качественное стекло в среднем диапазоне фокусных расстояний. Резкое, с хорошей цветопередачей, в меру пластичное - но ничего выдающегося. Альтернатив по качеству ему все равно нет.
Минусы: Вес, цена.
Вердикт: мой рабочий объектив, рекомендую.

4. AF-S Nikkor 70-200 мм f/2.8 VR II (вторая ревизия)

Диапазон значений диафрагмы: 2.8 - 22
Конструкция: 21 элемент в 16 группах, N-стекло
Количество лепестков: 9
Конструкция: жесткая, все движущие элементы спрятаны в литом корпусе
Фильтр: 77 мм
Вес: 1,540 г.



Nikon 70-200/2.8 (ISO 200, 125 мм, f/5.0, 1/50)

Плюсы: прекрасный телевик с пластичной картинкой, мягким bokeh (эстетика размытия фона - чтобы не умничать) и отличной цветопередачей. Фокусировка жесткая, без "гуляний" взад-вперед. Рисунок четко проработан даже на открытой дырке. Конструкция "на века": неубиваем, как танк.
Минусы: как танк и стоит. Дает по краям такой же винет как и его предшественник Nikkor 70-200 VR I. Кроме того, заявленные 200 мм - это на самом деле ФР чуть больше 180 мм.
Вердикт: мой рабочий объектив, рекомендую.

5. AF-S Nikkor 200-400 мм f/4.0 VR (первая ревизия)

Диапазон значений диафрагмы: 4.0 - 32
Конструкция: 24 элемента в 17 группах
Количество лепестков: 9
Конструкция: жесткая, все движущие элементы спрятаны в литом корпусе
Фильтр: 52 мм (верхний паз)
Вес: 3,275 г.



200-400/4.0 (ISO 1600, 200 мм, f/5.0, 1/2000)



200-400/4.0 (ISO 400, 400 мм, f/4.0, 1/1250)

Плюсы: достаточно светосильный супер-телевик с переменным фокусным расстоянием. Картинка мягкая и очень пластичная, дающая максимально выигрышный эффект на открытой диафрагме. Отличная цветопередача и достаточно хорошая фокусировка.
Минусы: тяжелый, гад! Им качаться хорошо. Громоздкий; создает сильную парусность при съемке со штатива на ветру. Несколько медленный и звучный мотор фокусировки.
Вердикт: мой рабочий объектив, рекомендую. Сейчас вышла новая ревизия Nikkor 200-400 мм f/4.0 VR II - по картинке (в новую версию добавлены N-стекла) я разницы не заметил. Ну, типа, новее :)

6. AF-S Nikkor 85/1.4G

Диапазон значений диафрагмы: 1.4 - 16
Конструкция: 10 элементов в 9 группах, N-стекло
Количество лепестков: 9
Фильтр: 77 мм
Вес: 595 г.

Плюсы: отличное портретное стекло, новая ревизия классического объектива 85/1.4D. Прекрасная пластика и цветопередача. Оптимальная картинка получается на открытой дырке.
Минусы: очень сложно попасть в фокус на 1.4. Инженеры в Канадском Nikon уверяли, что это фактически среднеформатное стекло, и фокусироваться лучше всего вручную. Но я избалован автофокусом, да и трудно поймать ручную резкость в очках и через дрожащий видоискатель. Ах, да, еще цена у него космическая :)
Вердикт: Рекомендую только тем, кто четко понимает все плюсы и минусы стекла. Использую редко в силу специфичности применения.

7. Sigma 50/1.4 EX DG HSM

Диапазон значений диафрагмы: 1.4 - 16
Конструкция: 8 элементов в 6 группах
Количество лепестков: 9
Фильтр: 77 мм
Вес: 505 г.



Sigma 50/1.4 (ISO 800, 50 мм, f/1.4, 1/100)

Плюсы: превосходное стекло, на мой взгляд, оптически намного интереснее 1.4-аналогов как от Canon, так и от Nikon. Отличная цветопередача и очень красивое bokeh. Источники света округлые, без ломаных линий. Резьба на 77 мм позволяет использовать стандартные размеры фильтров без переходных колец.
Минусы: как и всей оптики Sigma - проблемы с автофокусом. Фокусировка в одну и ту же точку дает разные результаты. По моему опыту, верный фокус ловится в 40% кадрах. Зато уж если поймали… Ну, еще чуть мягкая картинка по углам, но только если придираться.
Вердикт: мой рабочий объектив, рекомендую. Долго сравнивал его с аналогом Nikkor 50/1.4G, но по эстетике получаемой картинки в итоге выбрал Сигму, несмотря на ее проблемы с фокусировкой.

8. AF-S Nikkor 17-35/2.8
Плюсы: классический "природный" объектив с хорошей цветопередачей.
Минусы: на современных сенсорах по краям видно небольшое замыливание. При анализе 100% участков кадра вылезает нехватка резкости.
Вердикт: если берете новый объектив - лучше попробуйте вариант Nikkor 16-35 f/4.0.



17-35/2.8 (ISO 200, 20мм, f/14.00, 2.5 сек)

9. Nikkor 50/1.4D
Плюсы: классический Nikon-овский портретник с хорошей цветопередачей, в прошлом году замененный на G-версию.
Минусы: Медленный мотор, малая детализация на современных сенсорах.
Вердикт: если берете, то только из ностальгических соображений



50/1.4 (ISO 800, 50 мм, f/2.0, 1/13)

10. AF-S Nikkor 70-200 мм f/2.8 VR (первая ревизия)
Плюсы: отличный телевик с прекрасной пластикой и цветопередачей.
Минусы: я проработал им четыре года, и единственная причина, по которой в итоге перешел на более дорогую VR II - ощутимый виньет по краям кадра выше 100 мм. Вообще-то я люблю виньетирование, оно позволяет вытаскивать объекты из центральной части кадра на передний план, но при сшивке горных панорам, где нужно было отрабатывать пастельные тона в небе, при обработке вылезали тональные артефакты. Поменял, и что же? Тот же проблемный виньет.
Вердикт: хорошее стекло, рекомендую.



70-200/2.8 (ISO 400, 200 мм, f/2.8, 1/1250)



70-200/2.8 (ISO 6400, f/2.8, 200 мм, 1/250)

Ну и несколько стекол на кроп-факторе

11. Sigma 30/1.4 (кроп)
Плюсы: "младшая сестренка" 50/1.4. Хорошая цветопередача и приятное bokeh.
Минусы: ощутимое замыливание по углам кадра и те же проблемы с фокусом.
Вердикт: стекло неплохое, но лучше возьмите новый Nikkor DX 35/1.8G.



Sigma 30/1.4 (ISO 125, 30 мм, f/2.8, 1/4000)

12. Sigma 10-20/4.0-5.6 (кроп)
Плюсы: очень неплохой "ширик", два года назад замененный на 10-20/3.5-модификацию.
Минусы: возможны проблемы с фокусом - тщательно проверяйте ваш экземпляр перед покупкой
Вердикт: проработал им два года, рекомендую



Sigma 10-20/4.0-5.6 (ISO 100, 12 мм, f/10.0, 1/80)



Sigma 10-20/4.0-5.6 (ISO 250, f/13.0, 1/125)

13. Nikkor 18-70/3.5-4.5 (кроп)
Плюсы: первый кроп-зум, на удивление качественный.
Минусы: чуть темноват
Вердикт: хорошее и недорогое стекло для новичка

14. Nikkor 17-55/2.8 (кроп)
Плюсы: светосильный зум в средних ФР с относительно неплохой цветопередачей. Собственно, на этом плюсы и заканчиваются.
Минусы: неоправданно дорогой, чрезмерно контрастный объектив с полным отсутствием пластики даже на открытых дырках, что напрочь убивает плюсы цветопередачи.
Вердикт: проработал им три года от полной безисходности. Берите только если вам нужно снимать газетные репортажи.



Nikon 17-55/2.8 (ISO 400, f/5.6, 1/40)

15. Nikkor 18-200/3.5-5/6 VR II (кроп)
Плюсы: так называемое "туристическое" стекло: универсальный объектив с полным охватом фокусных расстояний, не требующий дополнительной оптики в фото-сумке. Резкий, легкий, всегда под рукой, да еще с оптическим стабилизатором… - сказка? :)
Минусы: чудес не бывает - за компактность вы платите светосилой и качеством картинки. При 100% анализе вылезает хроматика, пластичность картинки тоже не на высоте.
Вердикт: печально, но 90% зрителей вообще не замечает оптических нюансов, потому если вам нужен компактный универсал с неплохой картинкой - это ваш объектив. Скорее рекомендую.

16. AF DX Fisheye-Nikkor 10.5mm f/2.8G ED (кроп)
Плюсы: светосильный "рыбий глаз" на кропе. Компактный, резкий, констрастный.
Минусы: да особо-то и нет - снимает себе как надо и снимает :)
Вердикт: проработал им три года, рекомендую



Nikon Fisheye 10.5 (ISO 100, 10.5 мм, f/11, 1/320)

А чем снимаете вы?

Программа мастер-классов на 2012 год | Я в Фейсбуке | Твиттере | Инстаграме | Клуб путешественной фотографии photo_planet | Клубная "Барахолка"
Previous post Next post
Up