Веретьевский погост и еще немного Владимирской области. Часть первая.
Oct 10, 2015 21:55
Есть во Владимирской области, неподалеку от Суздаля, интересное местечко. Я давно на него засматриваюсь, но все как-то не получается. Да и в одну машину туда соваться не стоит. Итак, основной объект на первый день - Веретьевский погост.
"Есть у этой церкви несколько особенностей. Одна из них встречается довольно редко: храм этот двухъярусный, то есть имеет два разделенных друг от друга этажа. Вторая заключается в том, что алтарь церкви направлен не на восток, как у всех православных храмов, а со значительным уклоном к северу. Веретьево, точнее то, что от него осталось, находится на большой поляне. А осталось совсем немного - лишь заброшенная церковь да множество старинных перекопанных могил. Как удалось узнать позже, Веретьево никогда не было большим селом. Издревле это было уединенное поселение, где вокруг церкви располагалось кладбище да несколько домов служителей - то, что в наших краях принято называть «погостом». Веретьевский храм поначалу был деревянным, а в 1802 году был освящен новый, большой, кирпичный, с главным престолом во имя иконы Смоленской Божьей матери. Священник из соседнего села рассказал о том, что окрестности погоста - места «блаженные», там бьет священный ключ. Ключа этого мы, правда, так и не обнаружили. По преданию, храм строился в безлюдном месте специально, чтобы освятить землю, где всегда творилась чертовщина. Там находился так называемый медвежий угол. В реку впадали ручьи, образуя треугольник. Возвышенность служила местом для языческих игрищ на многочисленных капищах, а их, как правило, в этой местности посвящали Мокоши. Эту гипотезу подтверждает название реки Возих-Ма («Ма» - сокращенное имя богини Мокоша). На этих капищах устраивали оргии - для продолжения рода, для его увеличения. А также приносили жертвы. Особыми днями поклонения были 10 мая по нынешнему стилю, день летнего солнцестояния и еще день осеннего равноденствия. Да, именно поэтому в этом месте в знак преемственности одну языческую Мать заменили другой православной: Макошь - Богоматерью. Вместо капища построили храм. Это сооружение возвели на месте деревянного, существовавшего ранее. Сколько веков до этого он там был - неизвестно. Посмею предположить, что, как и в большинстве случаев, языческие капища были разобраны, камни оттуда стаскивались в основание христианского храма; язычники, а они, по информации местных этнографов, жили на территории Центральной России вплоть до XVIII века, начинали поклоняться старому богу в новом храме. Когда язычества не стало, камни в основание храмов не прекращали класть - церковники не брезговали той энергией этих супротив намоленных камней. По поверьям, эти камни, даже если человек не верит, действуют на него как магнит. Жизнь в Веретьеве затихла лет 40-50 назад. Наиболее вероятной причиной этого видится то, что погост находился в удалении от других населенных пунктов. После того как церковь закрыли, и без того малое население стало уходить. В конце концов остались лишь учителя тамошней школы, а последней обитательницей погоста была некая бабушка-монашка. Сложны и противоречивы сведения об этом месте, но почти все источники сходятся в одном: в начале 60-х нагрянула туда банда и разгромила весь погост. Чтобы замести следы, бандиты сожгли постройки и будто бы убили (сожгли) единственного жителя Веретьева - монашку, с тех пор там никто не живет."
В лагерь все добирались по разному, ехали в течении всей ночи. Так что пока кто-то еще ехал, остальные уже ждали. Так что поспать особо никому не удалось. Собственно наш лагерь на берегу Клязьмы.
Утром стало ясно, что все собрались и мы выдвинулись к первой нашей точке - Троицкой церкви в усадьбе Безобразовых. В начале XIX века здесь развернулось грандиозное строительство, граф Безобразов решил обосноваться на живописном берегу Клязьмы. Была возведена Троицкая церковь, заложен барский дом, строились хозяйственные постройки, разбит сад. Но по каким-то причинам дом остался недостроеным. По каким? Про Сергея Дмитриевича Безобразова ходило много слухов. Родился он в 1809 году, происходил из дворян Владимирской губернии. Здесь он провел детство, получив хорошее домашнее образование. 16-летний Сергей Безобразов поступил на службу в Кавалергардский Ее Величества полк. в 1828 произведен в корнеты, в 1830 был определен адъютантом к цесаревичу Константину Павловичу и, находясь в Польше, принял участие в усмирении польского восстания и был пожалован званием флигель-адъютанта. Дальнейшая судьба его была довольно трагична. В 1833 году он женился на княжне Любови Александровне Хилковой. По словам декабриста Н. И. Лорера, Безобразов был «одним из красивейших мужчин своего века» и пользовался успехом у женщин. А.С.Пушкин писал в октябре 1833: «Безобразов умно делает, что женится на к. Хилковой: давно бы так. Лучше завести свое хозяйство, нежели волочиться весь свой век за чужими женами и выдавать за свои чужие стихи». В одном из следующих писем Пушкин наказывал жене: «Не кокетничай с царем ни с женихом княжны Любы». С царем Николаем I шутки были плохи, не один муж боялся за свою жену. Вот и молодожены Безобразовы попали в сложное положение. Царь и царица почтили присутствием их свадьбу, невеста стала фрейлиной, а государь стал проявлять к ней недвусмысленное внимание. Вяземский писал: «Эта история сменилась несчастною историею молодых и новобрачных Безобразовых. Тут также не узнаешь, что действовало: дьявольское или людское наваждение, но принуждены были разлучить их. Она отправилась в Москву к брату своему, генералу; он посылается на Кавказ. Бешеная ревность овладела им с первого дня брака, а, говорят, и до брака, так что он готов был на все неистовства и преступления. Бог знает, каких причин не выдумают тому в городе... Жаль ее сердечно... Кто бы подумал, что бедная Люба Хилкова, холодная, благоразумная, мерная, образцовая лединка Зимнего дворца будет героинею подобной трагической повести! Вот те и брак по любви! Теперь никто из девушек не посмеет выйти замуж по любви». Жене не дозволено было последовать за мужем на Кавказ. Лишь через 8 лет она получила долгожданное разрешение и выехала к мужу. У них родилась дочь София. Интересно,что осенью 1837 Безобразов встречался с М.Ю.Лермонтовым в Кахетии, где Сергей Дитриевич был командиром Нижегородского драгунского полка, к которому был прикомандирован поэт. Безобразов встречался с Лермонтовым и в Пятигорске в 1841 незадолго до смерти поэта, в числе его сослуживцев по полку выносил гроб с телом Лермонтова. В это же время Безобразов исполнял обязанности начальника Лезгинской линии. Генерал Головин доносил военному министру в 1839, что нашел дивизию "в превосходном состоянии: повсюду строились посты, прорубались просеки, жители - видя справедливость и бескорыстие поставленной над ними власти, довольны своим положением и "можно надеяться, что спокойствие и порядок, восстановленные деятельным и благоразумным управлением полковника Безобразова, дадут отличные результаты". И действительно, Б. установил такое спокойствие в крае, что корпусн. командир проехал по линии, через вековые леса, имея при себе конвой лишь из вооружен. жителей. По сдаче в 1842 полка генерал-майор Безобразов провел на Кавказе еще около 4 лет. Затем он командовал лейб-гвардии Уланским и Кавалергардским полками, а позднее 7-й кавалергардской дивизией (1854-1861) и IV пехотным корпусом (1861-1864). Жена его стала начальницей Елисаветинского института. К этому времени они жили врозь и никогда уже не сходились. Умер С.Д.Безобразов в Петербурге в 1879, в должности члена Александровского комитета о раненых. Сведений о его жизни в Патакине обнаружить не удалось. После Безобразовых имением владел граф Щербатов, а в начале ХХ века у После революции в усадьбе разместился санаторий для больных туберкулезом. Позже рядом было построено здание областной туберкулезной больницы, которая и сейчас функционирует в Патакине.
Церковь начали восстанавливать, а в прошлом году к ней даже подобраться было сложно.
Следующая наша остановка - село Мостцы. В 1702 году село Мостцы значится вотчиной вдовы стольника Ивана Петрова Волынского Анны Михайловой. Тщанием её была построена церковь в селе, которая сохранилась до 1808 года, когда была построена новая каменная, а в 1813 году построена колокольня. Новая каменная церковь была построена на средства помещика С. А. Безобразова, брата Д. А. Безобразова, который был владельцем имения в села Патакино. Храм заброшен с конца 1930-х годов и использовался под нужды колхоза, как это было со многими другими церквями.
И последняя наша асфальтовая остановка - церковь Параскевы Пятницы в Ряхово. Как деревня Ряхово известно еще со времен Ивана Грозного и так же, как и остальные селения Веретевского прихода, являлось вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, а с 1764 г. стало экономической казенной деревней. В первой половине XIX века там имелась лишь небольшая каменная часовня. В конце 1850-х годов братья купцы Шведовы, происходившие родом из Ряхова, начали здесь строительство каменной церкви. Холодный храм во имя Св. великомученицы Параскевы был освящен 29 октября 1861 г. Церковь в селе Ряхово во все времена ее существования до 1917 г. усердно опекалась церковными старостами и благотворителями из рода храмоздателей Швецовых. Происходившие из местных крестьян сыновья Дмитрия Васильевича Швецова, державшего в Ряхове раздаточную контору бумажной пряжи, вышли в купечество. Наиболее активными из них были Вукол, Семен и Иван Дмитриевичи Швецовы. Из них Семен писался Суздальским 1-й гильдии купцом, а Вукол и Иван состояли в ковровском купечестве. Вукол Дмитриевич Швецов состоял гласным Ковровского уездного земского собрания и был инициатором устройства в Ряхове образцового двухклассного училища Министерства народного просвещения, открытого 17 сентября 1878 г. в присутствии епископа Муромского Иакова и директора народных училищ Владимирской губернии Ю. С. Чеховича. Для этого учебного заведения Швецовы выстроили поместительный двухэтажный каменный дом. Швецовы же выстроили бумаго-ткацкую фабрику в прилежащей к Ряхову деревне Сергеихе Суздальского уезда, которая после установления советской власти стала именоваться «Им. Фрунзе». Многолетним церковным старостой Пятницкой церкви села Ряхово был Семен Дмитриевич Швецов, делавший туда многочисленные пожертвования. В 1899 г. на посту церковного старосты его сменил племянник Семен Михайлович Швецов, ковровский купец 1-й гильдии. За деятельность на этом поприще и попечение над ряховским училищем С. М. Швецов был награжден тремя шейными медалями: серебряной и золотой на Станиславской ленте и золотой на аннинской ленте. В советское время Пятницкая церковь, стоящая в самом центре Ряхова, оказалась превращенной в руины, а находившиеся в церковной ограде надгробия семьи Швецовых сброшены со своих мест и частично уничтожены.