Гай Апулей Диокл: вечная слава и... деньги

Aug 17, 2010 17:19

vesti.ru

Самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен и народов является Гай Аппулей Диокл, живший во II веке нашей эры в Риме. За свою спортивную карьеру он заработал сумму, равную сегодня 15 миллиардов долларов. Этот факт, сообщает лондонская газета "Дейли телеграф", установил профессор Университета Чикаго Питер Страк.

Тем самым Гай Аппулей Диокл намного обошел знаменитого гольфиста Тайгера Вудса, который первым из современных спортсменов заработал 1 миллиард долларов. Это произошло в минувшем, 2009 году.

Гай Аппулей Диокл был колесничим и выступал в наиболее популярном виде спорта Древнего Рима - гонках колесниц - на самом крупном стадионе тогдашнего мира - ипподроме "Циркус максимус", или "Большой цирк". Прибыв в Рим из района современной Португалии, он начал свою спортивную карьеру в 18-летнем возрасте и завершил ее в 42 года. За это время за свои победы он заработал 35 миллионов 863 тысячи 120 сестерциев.

Эта сумма высечена на найденном во время раскопок памятнике, который был воздвигнут в честь чемпиона древнеримских "гонщиков" его "болельщиками". Этой суммы хватило бы на выплату жалованья всей римской армии тогдашнего времени в течение 2 месяцев.

Сейчас Тайгеру Вудсу потребовалось бы 15 миллиардов долларов для того, чтобы финансировать выплату денежного довольствия всем военнослужащим современных вооруженных сил США в течение аналогичного периода. "Вудс и остальные нынешние спортсмены могут считать себя бедняками по сравнению с заработками колесничих в Древнем Риме", - заявил Питер Страк.

При этом он заметил, что в Риме не было отчислений ни от рекламы, ни от средств массовой информации. Деньги спортсмены получали только за участие в соревнованиях. Гонки колесниц были в античности очень опасным видом спорта, соревнования омрачались частой гибелью возничих.

Однако победители зарабатывали огромные суммы призовых денег. Их предоставляли устроители игр - богатые римляне, занимавшие официальные должности, а затем императоры, они спонсировали массовые зрелища, чтобы добиться популярности среди населения, передает ИТАР-ТАСС.

"Циркус максимус" вмещал четвертую часть населения Рима или 250 тысяч человек. Длина ипподрома достигала 621 метра, ширина 118 метров. В заездах одновременно могли участвовать 12 колесниц. Наиболее популярными были гонки колесниц, запряженных четверкой лошадей.

См. также: "Осторожно, люди!" о самом богатом спортсмене всех времен и народов

П. Гиро "Частная и общественная жизнь римлян"

Вот краткое изложение длинной надписи, которая была вырезана в правление Антонина в честь одного из самых знаменитых возниц, какого когда-либо видели в Риме.

Памятник ему был воздвигнут стараниями друзей и почитателей которые хотели увековечить подвиги этого возницы на ипподроме. Кв. Апулей Диокл был родом лузитанец; он принадлежал к партии красных и достиг возраста 42 лет, когда решил покинуть ипподром, на котором покрыл себя неувядаемой славой; он участвовал в бегах в течение 24 лет, следовательно, начал свою карьеру жокея восемнадцати лет от роду. Несколько раз Диокл менял цвет. Дебютировал он в рядах синих в 122 г.; шесть лет спустя он перешел к зеленым, но уже в 131 г. он сделался красным и оставался приверженцем этой партии до конца в течение 13 лет. Он участвовал в 4257 бегах, и в 1462 из них одерживал победу. 110 раз он пускался в состязание тотчас после происходившей во время церемонии открытия игр процессии, в которой он участвовал вместе со своей колесницей. Такой бег особенно ценился, потому что по нему можно было судить о действительных достоинствах и лошади, и возницы, которые являлись на арену не из конюшни, где они отдыхали, а непосредственно после весьма утомительного шествия. Из 1462 призов он взял 1064 на таких бегах, где все четыре партии выставили только по одной квадриге (колесница, запряженная четверкой); 347 на таких, где было по две и 51 - по три, т. е. когда в беге участвовало вместе 12 колесниц. На бегах первого рода он одержал много побед на колеснице, запряженной шестью и даже семью лошадьми. Кроме 1462 бегов, когда Диокл взял первый приз, он 861 раз пришел вторым, 576-третьим и один раз четвертым; только 1351 раз он не взял никакого приза.

К этому бесконечному списку побед поклонники Диокла прибавили краткое изложение всех его блестящих подвигов. Самые знаменитые возницы того времени должны были уступить пальму первенства лузитанскому наезднику. И Авилия Тера, и Фалла из партии красных затмил Диокл, одержавший 134 победы в один год; из них 118 на бегах по одной колеснице, причем левой заводной лошадью (которая направляет квадригу) он брал одну из лошадей своих противников. Он превзошел и Понция Эпафродита из партии синих, одного из самых знаменитых возниц времен Антонина, и Флавия Скорпа, и Помпея Мусклоза и много других известных возниц.

Но это еще не все. Диокл произвел несколько ловких штук, которые до него не были известны. Так, он бежал два раза в один и тот же день шестерней и оба раза пришел первым; он взял приз на колеснице, запряженной семью лошадьми, причем на всех них была простая упряжь, тогда как обыкновенно на средних лошадей надевали ярмо для того, чтобы они своими прыжками не расстроили всей упряжки; наконец, однажды он взял приз, управляя лошадьми без кнута.

(Wilmanns, Exempla inscriptionum latinarum, 2601.
С f. Lacour-Gayet, Antonin le Pieu, pp. 283-184, chez Thorin).

М. Сергеенко "Простые люди Древней Италии"

Профессия циркового возницы была опасной. Почти на всех изображениях бегов, дошедших до нас, есть опрокинувшаяся повозка и валяющийся на земле, разбившийся возница. Угроза убиться или тяжко искалечиться висела над ним все время, пока он мчался по арене, но особенно страшным был момент, когда возница огибал мету: стремясь выиграть время и сократить пространство, он держался к ней как можно ближе, и тут стоило допустить малейшую ошибку в учете расстояния, стоило чуть больше дернуться влево левой пристяжной (почему из всей четверни она и считалась самой главной), и колесница на всем скаку налетала на тумбу и опрокидывалась, и хорошо, если удавалось выйти из этой переделки только калекой. Возница как-то старался предохранить себя: на голову надевал круглую кожаную шапку с клапанами, напоминающую шлем танкистов; тунику плотно до самых подмышек обматывал ремнями, чтобы она не развевалась и не могла за что-либо зацепиться (поэтому и хвосты лошадям подвязывали очень коротко); за ремни затыкал короткий острый нож без ножен, чтобы в случае падения перерезать вожжи, которые он закидывал себе за спину. Ременные обмотки покрывали ноги до колен; иногда возница надевал еще гетры, которые почти целиком закрывали ему бедра. Всего этого было, конечно, слишком мало, и возницы погибали обычно молодыми. Аврелий Полиник умер 30 лет, Скорп - 27, Крецент - 22, Аврелий Татиан - 21 года, Цецилий Пудент - 18 лет. Флор погиб "еще в отрочестве". Дожить до 42 лет, как дожил Диокл, - это случай редкий.

Цирковые возницы пользовались не только славой; наиболее известные из них наживали крупные средства. Ювенал говорит, что имущество ста адвокатов (а они зарабатывали неплохо) не превышает состояния одного возницы; Марциал, сравнивая свою судьбу бедного клиента с судьбой возницы, плакался, что он за целый день утомительной клиентской службы получит сотню медяков, а Скорп-победитель после одного часа унесет пятнадцать "тяжелых мешков сверкающего золота". Кресцент, выступавший в Цирке в 115-124 гг. н.э., за эти 10 лет приобрел около миллиона. Диокл, блиставший в Цирке в первую половину II в. н.э., собрал чуть ли не 36 млн. Он, так же как и Скорп, неоднократно упомянутый Марциалом, принадлежал к возницам "тысячникам", т.е. таким, кто одержал тысячи побед (у Диокла их было 1462, а у Скорпа - 2048).

Поклонники Диокла поставили ему, когда он ушел из Цирка, почетную надпись, в которой была изложена вся его "цирковая биография". Этот интереснейший документ знакомит нас, между прочим, с разными приемами циркового состязания. Возница мог сразу занять первое место и удерживать его до конца бегов; первоначально мог оказаться на втором месте, но затем вырваться вперед и стать первым; иногда, сберегая силы своих лошадей, он нарочно пропускал своих соперников вперед, а затем, увидев, что их кони начинают сдавать, пускал своих во всю конскую мощь и приходил первым. Случалось и так, что всякая надежда на победу была, казалось, потеряна, но он все-таки умел после трудной и жестокой борьбы одержать верх. Большой честью считалось победить в первом же заезде после помпы, когда лошади еще не успели передохнуть и успокоиться после шумной процессии, а также на лошадях, впервые выезжавших на арену. Только очень опытный возница мог пойти на то, чтобы обменяться лошадьми со своим противником. Диокл одержал 134 победы "с чужим главным конем" (т.е. с левым пристяжным).

А. Бакиев. "Легионы идут за Дунай"

...Как мне сообщил Тимофей, Итал нанял за двадцать тысяч сестерциев знаменитого наездника Гая Апулея Диокла и хочет взять главный приз в сорок тысяч сестерциев!
- И Диокл согласился? - Адриан затаил дыхание.
- Да! Он осмотрел лошадей и сказал, что согласен.
- Ну, Фаворин, если уж такой возница, как Диокл, подрядился надеть голубую тунику, значит, кони вселяют в него надежду.
- Я хочу их видеть.

спорт и спортсмены, spqr, 2010, античность

Previous post Next post
Up