Кибермаугли

Feb 03, 2017 10:18

В быстрой речи мало смысла

Чем быстре
е мы говорим, тем более простой становится наша речь.
В итоге оказалось, что чем быстрее говорят люди, тем проще они говорят - их речь упрощается как лексически, так и синтаксически. Кто-то может усомниться в том, что сугубо языковые свойства влияют на информативность сообщения, однако сомнениям тут места нет - какую бы эмпатию-симпатию к собеседнику мы ни чувствовали, общаемся мы всё равно словами.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/30551/ (Наука и жизнь, В быстрой речи мало смысла)

Нереальные дети
Поколение "нулевых" это "цифровые Маугли", новый тип людей с иной, чем у их родителей, матрицей в голове. Каково им в нашей реальности?



Все дети не такие, как их родители. Дети "нулевых" годов особенные, потому что растут в разгар цифрового бума. И любой мобильник или плеер ребенок освоит быстрее, чем взрослые. Создается впечатление, будто в новом поколении уже заложена некая программа, позволяющая ему легко и просто адаптироваться в цифровой реальности. В психологии даже термин появился особый - "дигитальный тип восприятия". Человек такого типа легче воспринимает мир через цифры, схемы, графики. И получается как в анекдоте, в котором мама твердит сыну: "Сколько можно объяснять, что я тебя родила, а не скачала из Интернета!" Последние исследования в США показали, что дети от 2 до 14 лет половину своего свободного времени тратят на компьютерные игры. А среди пользователей Интернета примерно 10 процентов имеют компьютерную зависимость. В России подробного анализа ситуации не проводилось, но если мы идем в русле мировых тенденций, то очевидно: у нас растет поколение совершенно иных детей, с другой матрицей в голове.

Компьютерный Маугли
     Психологи бьют тревогу. И я в их числе. Во-первых, дети благодаря компьютеру создают новый образ мира. Если ребенок много времени проводит в Интернете и за видеоиграми, у него искажается представление о реальной жизни. Можно привести аналогию: если бы мы спали столько же времени, сколько и бодрствовали, как бы мы отличали, где сон, а где - нет?.. Сознание ребенка формируется на основе совершенно ирреальных вещей, почерпнутых из виртуальной реальности. Результат может быть печальным: ребенок становится совершенно неспособным взаимодействовать в социуме, он не имеет адекватного коммуникативного навыка, не способен строить отношения с противоположным полом, что, в свою очередь, приводит к изоляции.

   В своей практике мне часто приходится сталкиваться с устойчивой тенденцией: в некоторых семьях родители намеренно подсаживают ребенка на компьютерные игры, радуясь тому, что ребенок всегда дома, сидит тихо, по улицам не бродит. Однако это благополучие внешнее. Такая изоляция развивает в ребенке аутизм и неспособность адекватного преодоления трудностей. Ведь его сознание, мотивации, потребности развиваются с учетом правил виртуальной реальности и не имеют ничего общего с реальной жизнью, в которую ему придется войти рано или поздно. К нам, психологам, родители обращаются, когда уже появляются серьезные проблемы.
   То есть сначала родителям кажется, что они держат ребенка под контролем, а на самом деле оказывается, что они его уже теряют. Дитя не только не выходит на улицу, оно перестает общаться и с родителями, становится явно асоциальным. Ему становится все равно, как он выглядит, как давно он мылся, что в его комнате скопился мусор. При этом, как показывает практика, такие дети очень хитрые и знают, как обмануть родителей: они упирают на то, что заняты делом, учатся, можно сказать - "работают с документами". Мама и папа, впечатлившись компьютерным сленгом ребенка и его умением лазить по сайтам, беспомощно отступают. Кстати, таким детям обычно удается чуть ли не убедить папу и маму, что они - почти что Билл Гейтс. Скажем, сын одной моей клиентки был уверен, что поступит практически в любой вуз. Провал был воспринят как трагедия. Интересно, что компьютерозависимые дети не поступают в институт или же очень быстро вылетают. Вуз требует системного мышления, знаний, хорошо законченной школы за спиной. А они учиться не умеют: всю ночь проторчал на сайтах, утром не может встать - где уж в таком состоянии выдержать колоссальную нагрузку, которая сваливается на интеллект начинающих студентов. Более того, они считают, что вся информация в быстром и открытом доступе, поэтому и учить не надо.
    Кстати, считать, что подросток способен заочно обучаться по компьютеру, - это миф. Тинейджер не может сосредоточиться на учебном процессе - слишком много отвлекающих факторов. <...>

Delete ошибку
   <...> В развитии личности существуют этапы, которые нельзя пропустить: например, если ребенок не слышал человеческую речь до 3 лет, то он не заговорит. Если ребенок не имеет навыка совместной игры с другими детьми (а только с компьютером), он не сможет адекватно войти в школьный коллектив. В жизни нельзя, как в компьютере, одной клавишей стереть неправильный поступок. Неумение общаться приведет к проблемам в межличностной сфере в период переходного возраста и обязательно отразится на самооценке. <...>
   Кроме того, проблематичным становится построение отношений с противоположным полом, так как у подростка совершенно нет коммуникативного навыка в реальной жизни. Вы спросите: а как же виртуальное общение, флирт? Но это все та же игра, в которой можно присвоить себе любую роль, и потому посетители сайтов знакомств часто испытывают большие разочарования и неудачи при реальных встречах с партнерами. В результате вырастают своего рода компьютерные Маугли, которые своевременно не прошли все этапы взросления и не умеют элементарно общаться.
   Ученые, в частности психолингвисты, отмечают, что в сетевой коммуникации письменная речь преобладает над устной: фактически дети не разговаривают, а переписываются. "Типа, короче, чмоки!" Сетевое сообщество сформировало язык, состоящий из сокращений, неологизмов, лапидарных определений, и общается только на нем. Это приводит к недоразвитию речевой функции. Речь у таких детей замедленная, эмоционально неокрашенная, примитивная - они не только переписываются, но и разговаривают эсэмэсками. <...>
   Маленьким детям непременно развивают мелкую моторику, поскольку она напрямую связана с развитием мышления и речи. Если раньше девочек приучали к рукоделию (это стимулирует женское начало), а мальчиков - работать в мастерских (чтобы они росли мужчинами), то сейчас и те и другие делают одно и то же - жмут кнопки. <...>

Девять жизней в запасе
   Плохую шутку может сыграть и то, что мир современных детей просто перенасыщен информацией и спецэффектами. Разные виды электронных диковин не дают ребенку быть активным, проявлять собственную фантазию - за него уже все придумано. Разработчики постоянно поражают воображение увлекательными и реалистическими новинками. К примеру, одна дама привела своих детей в китайский цирк и была удивлена их спокойной реакцией: ну и что особенного в этих трюках - ведь в видеоиграх они намного круче!
   И что особенно тревожит психологов, у некоторых компьютерозависимых детей вырабатывается специфическое отношение к жизни и смерти. Дело в том, что они на бессознательном уровне принимают правила компьютерных игр, в которых без страха рискуют своей жизнью: потерял одну - можно начать игру сначала, купив новую жизнь или взяв ее взаймы. Дети пытаются прожить ситуации подобно виртуальным героям - и им действительно начинает казаться, что у них в запасе девять жизней. При этом в реальной жизни у ребенка снижается чувство самосохранения, ослабевают механизмы психологической защиты. Эти эксперименты порой заканчиваются трагично: так, в мире уже известно немало случаев убийств среди подростков фактически по сценарию видеоигры.
   Исследователи отмечают, что после просмотра сцен жестокости от 3 до 15 процентов людей ведут себя более агрессивно. Суициды среди подростков, чересчур увлекшихся компьютерными или видеоиграми, тоже не редкость <...>
Психологи уверены: видеоигры наносят колоссальный урон детской психике. Не случайно в настоящее время появились новые медицинские термины, такие как "синдром видеоигровой эпилепсии" или "синдром киберзависимости". В качестве шокирующего примера можно привести недавний случай в Екатеринбурге, где 12-летний школьник скончался от обширного инсульта. Это произошло после того, как он 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных игровых клубов <...>

Реальная любовь
   <...> По-хорошему, самый лучший способ не дать ребенку уйти в виртуальное пространство с головой - предложить ему увлекательную жизнь "в реале". Рецепт прост. Нужно чаще собирать детские компании дома, втягивать детей в игры, обучать их живому общению, путешествовать и много с ними разговаривать. В принципе хорошо бы и родителям немного владеть компьютерным сленгом - чтобы получить "код доступа" к ребенку. А также использовать прием, известный в психологии как "присоединие". Например, сесть с ребенком за компьютерную игру, вникнуть в суть процесса, понять правила и поиграть немного вместе, а потом предложить перенести этих героев в реальную жизнь: представить, как они могут выглядеть, нарядиться в костюмы, устроить маскарад, попробовать нарисовать этих героев, сделать комиксы.
В наших силах не потерять своих детей в холодных джунглях компьютерных сетей, где они могут превратиться в одиноких Маугли. Главное, помнить: ребенок всегда готов к новому и интересному, придумывайте сказки, истории, творите совместный миф. Вы удивитесь: вам и самим станет интереснее жить.

ИТОГИ № 37 (639) (08.09.08)
http://www.itogi.ru/obsch/2008/37/44155.html



Pink Floyd - Another Brick in the Wall Official Music Video (Lyrics In Description)
https://www.youtube.com/watch?v=qs35t2xFqdU

занимательная кибернетика, Кибермаугли

Previous post Next post
Up