Семинар Владимира Ивановича Жохова в школе 1100 12 декабря 2015 года

Dec 16, 2015 12:13

Побывал я 12 декабря на семинаре заслуженного учителя РФ В. И. Жохова в школе 1100. Жоховская методика, жоховские классы - что же всё-таки кроется за этими словосочетаниями?

Сначала было выступление самого Жохова:

image Click to view



После него начали задавать вопросы родители первоклассников, будущих и нынешних:

image Click to view


Дальше я уже конспектировал то, что говорил Жохов в ответ на вопросы, в тексте идёт прямая речь Жохова, мои примечания даются в скобках.

Опирается Жохов на нейрофизиологию, психолингвистику и ещё какую-то отрасль науки. Развиваем правое, затем левое полушарие, затем подключаем межполушарные связи. Знания даём малыми порциями, много секретов в методике. Можно списывать, так как это естественное свойство.

Учителей мало, которые могут работать по системе. 17% (откуда эта цифра - неясно). Подготовленных и неработающих сейчас учителей, которые могли бы быть привлечены прямо сейчас, нет в наличии. Много ноу-хау, да и очень она сложна, поэтому рассказывать ничего и никогда не будет на публику. Рассказывает подробно только учителям. Учителя в его системе - это только последователи самого Жохова, приступают к работе только после собеседования с ним.
В середине года переводить детей нельзя, но если это мальчик, то надо смотреть индивидуально. С СДВГ, возникшем в результате родовых травм (а их по его данным - около 84%) в жоховскую школу не берут. Девочки с родовыми повреждениями мозга - ещё туда-сюда, а вот мальчики - нет, не способны учиться по его методике, им будет только хуже от нагрузки на мозг (при этом Жохов сам говорит, что одна из его главнейших задач в своей методике - это сохранение здоровья детей. И большая нагрузка на психику ребёнка по методике слабо сочетается с этой задачей). С таким и подобными диагнозами в общем случае не берут.

Семейные классы, частные классы не проживают и первого года. Например, из-за склок между родителями (у нас обратный пример). То есть он больше рассчитывает на государственные школы, такие как №1100. Если ребёнок складывает 2-3-хзначные числа, но не может объяснить, как он это делает, то это и есть свойство правого полушария.

Адаптация в средней школе после выпуска из жоховского класса. Двигательная активность в пятом классе уже не такая, как в первом, поэтому и необходимость в свободном перемещении по классу и вне его уже не так актуальна в средней школе. С середины второго класса ученики в жоховских классах учатся наполовину уже по обычным учебникам. Предметов очень много, которые можно проходить за время между окончанием курса начальной школы и до перехода в 5-й класс, та же астрономия.

По развитию правого полушария по методикам раннего развития - это всё сказки, так как детская психология и нейрофизиология толком не созданы. (Очень странные утверждения. Ведь Жохов сам говорит, что он опирается на нейрофизиологию и если её толком ещё нет для детей, то на что же он тогда опирается? Но книги в реальности есть и даже для детей, например, «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» Виктора Смирнова, вышедшая ещё 8 лет назад. Также странно и то, что термины из нейрофизиологии, такие как, например, нейротрансмиттеры, синаптическая щель Жоховым не использовались). Для раннего развития лучше таких методик бабушки (не буду оспаривать полезность бабушек для развития детей. Но и методики раннего развития нацелены действительно на развитие наглядно-образного мышления, в онтогенезе связанного именно с правым полушарием).

Один из родителей: «Напоминает то, что происходит в жоховских классах, компьютерную игру, мы видим зарегулированность детей обратной связью.» На это Жохов отвечает, что если есть опасения, сомнения по методике, то не надо идти в жоховский класс (то есть идут только верующие в методику).
Мы не отстаём от обычных классов, а наоборот, после ухода от нас и перехода в обычную школу он будет отличником на какое-то время (Почему на время? Ведь Жохов сам говорит, что достаточно чуть ли не года обучения по его методике в начальной школе, чтобы появились подвижки).
Химки. Родитель говорит, что все школы, куда она обращалась по поводу преподавания по Жохову, молчат, только один директор отозвался, да и то отказал.

Нет методики и учебников. Программа, как говорит Жохов, это святое, его классы работают по точно такой же программе, как и все остальные школы, так как это содержание обучения. Но на уроках они дают другое, опережающее обучение. Директора же идут на программу эту и другие, чтобы привлечь родителей к себе в школу. Частные и семейные школы он приветствует, если в районе нет государственных школ, готовых к работе по его системе. Крайне успешен «Сокол», по его мнению, в котором есть три класса, обучается 96 детей.
Если ребёнок проучился полгода и отстаёт, не выполняет нормативные требования по программе (чтение, математические действия и т.д.), то, значит, ему рано было идти в школу. Пусть идёт в детсад опять. Как распознать неготовность заранее - неизвестно, только попробовав.
Родители с «Сокола» говорят, что главное в обучении - это любовь и принятие. Лично они на «Соколе» ждут благословления Жохова (это дословно! Религиозные термины всплывают) на открытие следующих классов.
Для детей тестовый период 2 месяца (дети с СДВГ отсеиваются после этого срока).

«Кричит, значит, растёт и здоровеет» (дословная цитата) Девочки визжат, а мальчики кричат более низким тембром. Нужны более высокие голосовые частоты девочкам, а мальчикам пониже, чтобы росли косточки (каков механизм? На встрече о нём не было рассказано)

С Москвой Жохов, в основном, не работает, так как нет учителей начальных классов, кроме отдельных случаев, а также есть большое административное давление в Москве. В регионах с этим попроще и получше. Директора школ-мужчины чаще соглашаются работать с его методикой, они и поумнее, и посильнее, хотя есть и передовые директора-женщины.
(Такое ощущение возникло, что присутствуешь на сборе свидетелей Жохова).
Какая методическая помощь учителям - максимум того, что может получить учитель. Самый главный орган учителя - натренированный указательный палец для работы с мышкой (а вовсе не голова). От первой до последней секунды расписаны, полностью готовы материалы. Сейчас нет таких учителей, которые могут сделать хороший урок, поэтому Жохов облегчает им работу. Ну и еженедельные вебинары для учителей проходят, на неделю вперёд он рассказывает, что и как делать. Родитель с Сокола: «Даже ученики первого класса ведут уроки в форме поощрения» (без комментариев).
Мама двух сыновей вызвала реплику Жохова: «Правильная мама!» (явная дискриминация по полу).

Если учитель уходит после 1-ого класса, то этого всё равно достаточно на всю оставшуюся жизнь. Соглашайтесь на любого учителя, который к вам, родителям, приходит. Учить хуже, чем учат сейчас, всё равно невозможно (бурные аплодисменты секты). Его основные требования к учителям: 1. Любить детей 2. Элементарные управленческие навыки с детским коллективом (пионерлагерь, детсад и т.д.).
Даже второклассники могут учиться в течение трёх лет, третьеклассники тоже. С четвероклассниками похуже, время уже прошло, это поздно.
Сокол. Ребёнок решает 60 примеров за 4 минуты, очень самостоятельный, нет домашнего задания.
Если ребёнок пропустил уроки, то ничего страшного, любая тема изучается малыми порциями на протяжении десятков уроков. До трёх недель пропуск не страшен. «Не сравнивайте методику Монтессори с моей. Там много примитивных повторяющихся операций, она была изначально создана для умственно отсталых детей».
Альтернативе моей системе нет. Недостатки своей системы я не скажу, так как если бы я их увидел, я бы их поправил (видно некритичное отношение к своей методике).
Видя живые уроки непосредственно в классе, вы ничего не поймёте, нужны комментарии учителей.
Дети читают Ахматову, Пастернака в нашей школе.

Мои общие выводы: Жоховские классы - это секта и он с удовольствием, и гордостью это признаёт. Тем, кто сомневается в его методике, о которой он не имеет возможности нигде толком ничего прочесть, не место в них. В основном, азы нейропсихологии он рассказывает, а не нейрофизиологии. Да и то, можно поспорить с ним насчёт его толкования. Например, он говорит, что после первых 8 месяцев жизни у ребёнка начинает уменьшаться количество нейронных связей в головном мозге и, дескать, это нехорошо. Но большое количество коротких нейронных связей - это эволюционное прошлое человека, сейчас, если у ребёнка они остаются, то меньше образуется длинных нейронных связей, в итоге это патология. Но люди, в основной массе, как и полагается сектантам, слушают его некритично. Было много моментов, когда в стенограмме можно было бы записать фразу "раздаются бурные аплодисменты". В овацию они разве лишь не переходили. Людям с развитым критическим мышлением нечего делать в жоховской системе.

Жохов, начальная школа, жоховская методика, жоховские классы

Previous post
Up