Маменькин сынок, хороший мальчик - довольно распространенные определения, часто используемые людьми. Чаще всего окружающие просто смеются над ним, но никто на самом деле по настоящему не понимает всей глубины трагедии человека с таким жизненным сценарием. В этом фрагменте тренинга по системно-векторной психологии речь идет о комплексе хорошего мальчика.
Проблема в том, что такой человек всем пытается угодить, всех уважить, только бы им не было плохо. Т.е. свою безопасность он ставит в зависимость от хорошего настроения других людей. Но при этом надо понимать, что человеческий социум это не уютное домашнее гнездышко, это аналог первобытной стаи, где каждый борется за свое место под солнцем. И конечно нашему хорошему мальчику приходится туго в этой стае. При том, что он пытается быть лояльным обществу, быть как все, т.е. быть успешным, здоровым, богатым, он не может этого добиться привычными для него методами, угождая всем. Его либо используют, либо просто не принимают всерьез. Такой человек пребывает в острейшем внутреннем противоречии, когда есть желание быть лучше всех, но нет свойств, чтобы достичь этого. Угодить всем сразу, да так, чтобы и тебе досталось, невозможно, у всех разные и противоречивые интересы.
Хорошим мальчиком не рождаются, им становятся. Этот сценарий формируется в процессе взаимоотношений между сыном
с анальным вектором и
кожно-зрительной мамой. Из системно-векторной психологии мы знаем, что у зрительного вектора все наоборот. Зрение - это антиживотное, антижизнь. Если у всех нормальных матерей есть животный инстинкт к своему ребенку, то у кожно-зрительной такого инстинкта нет. У нее нет ценности семьи, инстинкта продолжения рода. Она начинает устанавливать эмоциональную связь с ребенком только где-то к 3-м годам. И это все равно не материнский инстинкт, она любит его по культурному типу, не по-животному. Точно также она любит цветочки, животинку, подружек. Т.е. для нее первично именно установление эмоциональной связи с ребенком.
Любой анальный ребенок восприимчив к похвале, можно сказать, что это такой ключ к его мотивации. Например, кожного ребенка на похвалу не купишь, ему велосипед покупай, тогда он будет стараться получить пятерку по литературе. Что касается анального малыша, то неразвитая кожно-зрительная мама быстро понимает, что им легко управлять через похвалу. Такая мать находится в состоянии страха, что ведет ее к поиску удовлетворения своей эмоциональной амплитуды путем получения эмоций от окружающих людей, а не отдачи их от себя, как в развитом зрительном векторе. И ближайшим кандидатом для получения эмоциональной близости становится собственный ребенок.
А если еще проблемы в личной жизни с папой или с другими мужчинами, то тут начинается такая эмоциональная раскачка, жалобы, истерики, закатывание глаз, что сыну только и остается, что отдуваться за всех мужчин в жизни его матери, успокаивать ее, делать так, чтобы ей было приятно. Кроме того, неразвитый кожный вектор мамы создает для ребенка неадекватные запрет и ограничения, везде «нет!» и «нельзя!», что губительно для психики анального ребенка, и заводит его в ступор.
Эмоциональное манипулирование со стороны мамы вызывает у сына чувство вины, ведь он воспринимает это все через себя, свои свойства. Он постоянно чувствует себя виноватым, непослушным ребенком, и не может выровнять свой перекошенный квадрат, т.к. мама никогда не будет довольна им, ведь у нее внутреннее состояние такое, по сути, он здесь не причем, но понять это никогда не в состоянии.
И этот сценарий взаимоотношений с мамой переносится в жизнь за пределами дома. Внешне даже это может быть вполне благополучный человек, у него со всеми хорошие отношения, он хорошо делает свою работу. Но никто не знает, что творится у него внутри, чего стоит ему это внешнее благополучие и успешность. Эмоциональную зависимость от мамы он переносит и на остальных людей. В результате он быстро разочаровывается в жизни, понимая, что живет не своей жизнью, а жизнью других людей. Без одобрения он не может и шагу ступить, сидит в ступоре как пес, ожидающий команды своего хозяина. Появился внешний стимул - сделал. Для себя такой человек никогда ничего не будет делать, напротив, будет всячески избегать этого из-за страха вступить в противоречие с чьим-либо желанием.
Если у анального человека есть еще зрительный вектор, то это вообще самые лучшие люди: он лучший профессионал, муж, отец, когда это развито наружу, т.е. для других. Отличие мужчины с таким же векторальным набором, но с комплексом хорошего мальчика в том, что он это свое свойство использует для себя и стремится быть не самым лучшим, а хорошим. В этом огромная разница. Он делает хорошо не ради другого, а ради себя, чтобы его
похвалили. И зачастую люди не любят таких, потому что они чувствуют, что он стремится доказать им, что он лучше их, выше их, а они пустое место. Он конкурирует с вами за внимание, за похвалу, и ему по большому счету не важны ваши чувства, когда он делает вам добро, главное для него - это получить похвалу и почувствовать себя в безопасности. В этом проявляется также и неразвитый зрительный вектор, т.е. человек как бы помогает вам, сопереживает внешне, а внутри сосредоточен только на себе, думает о своей эмоциональной «выгоде».
В случае, если мать не отпускает от себя ребенка будь то по причине страха или эмоционального шантажа, он вырастает неразвитым, неприспособленным к жизни, архетипичным, т.е. неадекватным современным условиям жизни. И тогда он не может реализовать существующие в нем желания и естественно страдает от этого. Единственное, что ему остается - это быть с тем человеком, который как ему кажется понимает его, помогает ему, с кем у него есть эмоциональная связь (догадайтесь с кем). С другими людьми чаще всего у него эмоциональной связи нет, т.к. мама не хотела делить своего сына ни с кем, и привязала его к себе крепкими нитями эмоциональной зависимости.
Мы привыкли считать, что раз психология - это наука, ее преподают в университетах, обучают специалистов, то она может объяснить поведение любого человека, что есть некие законы, которые выведены в психологии и специалисту остается только применить их на практике. Однако в реальности мы к сожалению видим, что эти законы существующим психологам неизвестны.
Только системно-векторной психологии известны все имеющиеся психотипы характера человека и только с помощью системного мышления можно понять себя и избавиться от негативных программ поведения. Путем осознания своих желаний и степени их наполнения можно постепенно прийти к их адекватному наполнению. И тогда болезненная зависимость от других людей сама собой проходит, человек начинает отдавать, а в отдаче нет места комплексам.
Автор: Андрей Шахмаев