В предыдущие два десятилетия анархизм лишь существовал в России,
но окончательно оформился как
революционное движение и
начал играть определенную роль
только в системе
общественно-политических
взглядов народников в 70-х гг.
XIX века под
влиянием выдающегося мыслителя
и революционера М. А. Бакунина (1814-1876).
Михаил
Александрович Бакунин родился
в Тверской губернии,
в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище,
после его окончания в чине прапорщика он
служил в воинской части, но
в 1835-ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в
Германию. Там Бакунин поступает в Берлинский
университет и вступает
в некоторые кружки.
Затем, покинув
www.dnevnikproroka.ru университет,
он отправляется во
Францию, где живет
некоторое время в Париже. Большое влияние
на политическое мировоззрение
Бакунина оказали французские
социалисты-утописты. После французской
революции 1848-49 гг.
Бакунин
был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор
был заменен пожизненным заключением.
Бакунин сидел в
Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г.
он был отправлен
на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в
61 г. Затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-го г., жил в Италии,
побывал и в США. Умер Бакунин 1 июля 1876 г. в Берлине, где и был
похоронен.
Бакунин
стремился осуществить в
России социальную революцию,
на первое место он выдвигал борьбу с государственностью, ибо государственность была для него
источником всякого социального
неравенства. “Мы объявляем себя врагами
всякой правительственной, государственной власти,
врагами государственного устройства вообще, и думаем, что народ может
быть только тогда счастлив,
свободен, когда … он сам создаст свою жизнь”.
Бакунин
знал только единственную
форму революционной борьба
- немедленное всенародное восстание
рабочих масс для
разрушения государственного буржуазного строя и организацию на
его развалинах снизу вверх
“братского союза вольных
производительных ассоциаций, общих
и областных федераций, обнимающих
безгранично людей всех
языков и народностей”. Он
указывал - долг
каждого честного революционера поддерживать в народе
инстинктивный дух протеста, его постоянную
готовность к революции.
По мнению
Бакунина, главным недостатком,
парализующим и делающим невозможным всеобщее народное
восстание в стране, были замкнутость
общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Поэтому,
предлагал он, надо разбить эту
замкнутость и провести между отдельными лицами
“живой ток революционной мысли,
воли и дела”. Это можно было сделать
лишь посредством установления
связи между городскими фабричными рабочими и крестьянством. Из лучших Бакунин предлагал сделать
несокрушимую силу, которая и должна
была общим натиском провести в России социальную революцию.
Под
влиянием этих бакунистстких идей среди
российской молодежи из
первых революционных кружков зарождается
идея “хождения в
народ” с целью подготовки крестьянских выступлений.
В 70-х годах начинает формироваться
анархическое мировоззрение князя П.
А. Кропоткина. Кропоткин
в 70_х был
действительным членом кружка “чайковцев”. Он впервые выдвигает
идею об объединенном
восстании средикрестьянства и
среди городских рабочих -
“только тогда революция
может рассчитывать на успех”.
Свое дальней шее
развитие анархистские идеи в
России получили благодаря Кропоткину в 70-80-х годах.