Причины этого, вероятно, - в той
огромной степени несвободы, государственного угнетения и подавления личности на
протяжении тысячелетней российской истории, которые породили, в качестве
ответной реакции, не только грандиозные народные восстания (подобные разинскому
и пугачёвскому), движимые жаждой безграничной «воли» (полуанархической по
своему духу и устремлениям была и Великая Российская Революция 1917-1921
годов), но и углублённую рефлексию тем свободы, самоуправления, антиэтатизма, -
рефлексию, выразившуюся наиболее полно в учениях классического российского
анархизма ХIХ века.
«Россия - самая безгосударственная, самая
анархическая страна в мире… Все подлинно русские, национальные наши писатели,
мыслители, публицисты, - все были безгосударственниками, своеобразными
анархистами. Анархизм - явление русского духа»,- справедливо констатировал в
начале ХХ века
www.pravoslavnypiter.ru Николай Александрович Бердяев (1). Если российский анархизм и
Революция были реакцией на государственный абсолютизм и произвол самодержавия,
то, в свою очередь, реакцией на эту реакцию стал отечественный тоталитаризм ХХ
века, приложивший все усилия к узурпации имени освободительной традиции в
России и к её полному и окончательному искоренению.