Счетная Палата и «инсайд» из Минздрава

Sep 16, 2013 16:30

Странная новость про то, что «Счетная палата напоследок провела аудит Минздрава» подавалась в разных СМИ как попытка Степашина на прощание как-то уесть сменяющую его Голикову. Ведь Голикова работала на Минздраве, пусть и сравнительно давно.



Нарушений, впрочем, Как обычно, не обнаружилось. Только «разбалансированность»:

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы (включая средства федерального бюджета) составил в 2012 году порядка 12 тыс. рублей, увеличившись с 2010 по 2012 год на 18,4 процента в текущих ценах. Как было отмечено на Коллегии, такое увеличение обусловлено ростом финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), в том числе благодаря реализации региональных программ модернизации здравоохранения.

Вместе с тем результаты проведенного аудита свидетельствуют о наличии ряда системных проблем, в том числе в части обеспечения доступности медицинской помощи для населения и организации лекарственного обеспечения граждан.

Как было установлено в ходе контрольного мероприятия, основой планирования объемов медицинской помощи в большинстве субъектов Российской Федерации является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона и сложившаяся сеть учреждений здравоохранения. Фактически выполненные объемы медицинской помощи в субъектах не соответствуют как нормативным объемам, установленным Программой, так и территориальным объемам, утвержденным в регионах. Территориальные программы не сбалансированы по видам и объемам медицинской помощи и не отвечают потребностям населения. Перечень критериев доступности и качества медицинской помощи, установленных территориальной программой не в полной мере соответствует перечню критериев, предусмотренных Программой государственных гарантий.

Если в смысл особо не вникать - выглядит и правда как наезд на Минздрав. Дескать, откуда же разбалансированность, если Голикова столько лет работала именно над сбалансированным финансированием здравоохранения и работала, причем весьма успешно?

Пришлось задать вопрос сведующим людям в Минздраве, и они по секрету прислали мне кусочек внутренней межведомственной переписки на этот счет. Ответ оказался до смешного прост (добро пожаловать под кат, кому интересно прочесть полностью):

В 2010-2012 году организация оказания медицинской помощи является в соответствии с законодательством полномочием субъектов Российской Федерации в части специализированной помощи и муниципальных образований в части первичной медико-санитарной помощи. 
В целях сокращения дифференциации в качестве и доступности медицинской помощи были внесены изменения в законодательство - как в части обязательного медицинского страхования, так и в части законодательства об охране здоровья граждан, которые начинают действовать с 2013 года.

С 2013 года финансирование медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования осуществляется через субвенции, распределяемые по единым нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. А фактические объемы могут и не соответствовать расчетным - это же страховая медицина и оплачивается по факту наступления страхового случая.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в предыдущие годы формировалась регионами Российской Федерации с дефицитом. И мы об этом неоднократно говорили и информировали Правительство Российской Федерации, об этом говорилось и на прошедшем 30 июля 2013 года Президиуме Государственного совета.

Для ликвидации данного дефицита Минздравсоцразвития России были проведены все необходимые расчеты и именно благодаря им мы добились решения по увеличению доли страховых взносов, направляемых в фонд медицинского страхования с 3,0% до 5,1%. Но единственным условием при этом был законодательно закрепленный факт сохранения и увеличения регионального финансирования на неработающее население, на обеспечение деятельности ряда медицинских организаций и оплату медицинской помощи по случаям, не входящим в базовую программу ОМС.

Также были внесены все необходимые изменения в российское законодательство, приняты новые законы об обязательном медицинском страховании и об охране здоровья граждан в Российской Федерации, где был закреплен порядок формирования ПГГ и принципы государственного контроля за процессом разработки и реализации ПГГ.

Но, несмотря на это, территориальные ПГГ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов все равно была сформирована регионами с дефицитом. Почему это произошло?

Во-первых, на фоне увеличения объема средств обязательного медицинского страхования (на 61% в 2013 году) субъекты в нарушение российского законодательства уменьшили объем своих средств, направляемых на здравоохранение (например, Калужская область). Это стало следствием отсутствия контроля как со стороны исполнительной, так и со стороны законодательной власти страны за процессом соблюдения российского законодательства при формировании территориальных проектов законов о бюджете.

Во-вторых, ПГГ на 2013 год должна была формироваться в условиях нового законодательства на основании, в том числе стандартов медицинской помощи, большая часть которых на момент разработки ПГГ утверждена не была. Хочу также напомнить, что именно на основании стандартов медицинской помощи формируется и тариф на оплату медицинской помощи, позволяющий рассчитать тот объем средств, который необходим. Но данная законодательная норма до сих пор Правительством и Минздравом России не обеспечена. При этом в действующей ПГГ не определены порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь. До сих пор Минздравом России не утверждена методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи.

Все это в комплексе и обеспечило формирование в 2013 году такого размера дефицита ПГГ.

То есть, что произошло? Голикова прописала всю законодательную базу, договорилась с Правительством и Минфином о выделении регионам дополнительных средств (те самые “субвенции”), и начала процесс формирования Единых тарифов - из которых рассчитывается, в частности, зарплата врачей и фонды содержания больниц.

А потом Правительство сменилось (вместе с Премьером и Президентом - ведь это Закон), и Голикова послушно ушла.

А ее сменщице, Веронике Скворцовой, при всем ее медициском образовании, чтобы заставить новое Правительство додавить регионалов по финансированию и утвердить разработанный Единый тариф, не хватило аппаратного веса. Силенок, проще говоря.

И регионы, т.е. губернаторы, радостно потратили запланированные на медицину деньги на другие нужды. А за медицину пусть федеральный центр платит - если что, народ-то против Москвы будет ворчать, да против Минздрава. Народу же непонятно, кто за что отвечает.

Получается, то, что СП провела эту проверку - это лишь начало работы, которую продолжит сама Голикова. Потому что это именно она писала эти бюджеты, и видит их, как это у нее, «королевы Бюджета», принято, насквозь. И никакой губернатор ее не разведет.

То есть Степашин знал, что на его место (сам он уходит ректором в МГУ) назначат именно Голикову, которая с новыми полномочиями первым делом возьмется за те места, которые знает лучше всего. Вот за медицинские бюджеты, в частности.

И поэтому Степашин отправил аудиторов с проверками в регионы заранее, чтобы долго не тянуть, а разделаться с губерами до Нового года и нового бюджета.

«Полная преемственность», как он и заявлял в своем интервью КП. И нечего искать на ровном месте какие-то интриги.

актуальное

Previous post Next post
Up