Тема российских оффшоров на Кипре в последнее время сдала эдаким источником войны компроматов. Однако, повернувшись другой гранью, происходящее грозит превратиться для нашей страны в проблему национального масштаба.
Совсем недавно многие радовались, что с приходом на Кипр Евросоюза и американцев, российские оффшоры оказались в непростом положении, и теперь многим нашим бизнесменам придётся официально вести бизнес на Родине, а значит, налоги пойдут в бюджет нашей страны.
Но у шкатулки оказалось двойное дно. И фактически сегодня у кипрских номинальных руководителей появилась возможность попросту присвоить российские оффшорные компании. Причём такие попытки рейдерских захватов уже начались.
Рассмотрим ситуацию на примере МЖК «Росинка», стоимость которой эксперты оценивают в 150 миллионов долларов.
Идея создания элитного подмосковного посёлка «Росинка», где могли бы проживать приезжающие в Россию иностранные дипломаты и их семьи, пришла к бизнесмену Олегу Александровичу Захарову ещё на закате существования СССР. В 1993 году организация акционировалась, и контрольный пакет сосредоточился в руках основателя посёлка и его сыновей - Александра и Владимира.
Однако вспомним, какими были 90-е. Рейдерские захваты со стороны криминальных, силовых, а то и близких к власти структур были обычным делом. И из тогдашних владельцев крупного бизнеса сохранить его за редким исключением смогли только люди с серьёзными связями во власти.
И был лишь один обходной путь - оформить бизнес так, чтобы внешне он принадлежал иностранцам. Тем более что при прежней ситуации на Кипре у реальных владельцев бизнеса оставались гарантии, что именно они будут его контролировать.
А если учесть, что рейдерские захваты в российском бизнесе не закончились вместе с 90-ми, то можно сказать, что оффшоры, по сути, не только вина, но и беда отечественных бизнесменов. То есть понятно, конечно, что в результате получается некоторый выигрыш в размере налогов, но всё-таки во многих случаях регистрация оффшоров была ещё и вынужденной мерой, единственным способом сохранить свою компанию.
Таким образом партнёром «Росинки» стала известная кипрская фирма «Андреас Неоклеус энд Ко». Владелец последней постепенно стал принимать всё более активное участие в делах российской компании. А затем, когда его аппетиты непомерно возросли, перешёл к рейдерскому захвату, воспользовавшись тем, что Анастасии, сводной сестре Александра и Владимира Захаровых, досталось по наследству 0,3 процента акций ЗАО «МЖК «Росинка».
Вот что
рассказывает об одном из эпизодов происходившего Александр Захаров:
«В августе 2011 г. я поехал на Кипр и пошел на переговоры с кипрскими юристами, которых мы уже уведомили о расторжении договоров. Мы были готовы мирно расстаться с нашими бывшими юристами и заплатить по их последним счетам. Кроме того, я решил экстренно созвать совет директоров «Росинки», в котором Неоклеусы все еще числились, хотя и письменно обещали уйти в отставку. Однако в лимассольской резиденции Неоклеусов меня ждала настоящая засада. Сначала мне и приехавшим со мною английским адвокатам Андреас и один из его сыновей устроили показательную истерику. Они наперебой кричали, что против нас и наших юристов собраны сотни папок с компроматом, лежащих у них в подвале, выбегали из комнаты переговоров с криками, что идут в полицию. На выходе из офиса меня буквально атаковал вызванный Неоклеусами судебный пристав, пытавшийся засунуть мне в карман какие-то судебные повестки. К моему приезду наши бывшие юристы приготовили сюрприз, разыграв втайне от нас судебный процесс с участием Анастасии и ее матери и получив в качестве меры обеспечения приказ судьи о запрете передачи акций «Росинки» в нашу новую холдинговую компанию».
Сегодня все собрания, организованные рейдерами, признаны российскими судами незаконными. Однако после недавней смены правительства на Кипре отношение к русским клиентам со стороны чиновников резко поменялось. Например, государственный регистратор компаний в ответ на простое письмо от местной юридической фирмы без решения суда меняет записи в реестре компаний, и неуполномоченные люди появляются в российском суде с сертификатами директоров твоего предприятия. Владельцы «Росинки» столкнулись с этим в марте 2013 г. и теперь судятся с кипрским государством.
Скорее всего, у них получится отстоять свою компанию. Для этого нанята международная юридическая фирма, да и доказательная база у Захаровых достаточно однозначная.
Однако зарегистрированных на Кипре таким же образом, как «Росинка», российских компаний достаточно много. И если мы хотим, чтобы в результате изменившейся ситуации налоги, взимаемые с них, шли в доход нашего государства, то необходимо, чтобы для начала хотя бы российские судьи по закону были напрямую обязаны учитывать не только формальные признаки того, кто является директором иностранной компании, но и то, какие у него есть обязательства перед российскими владельцами бизнеса. А затем поддерживать российских собственников и в борьбе на международном уровне.
Всё-таки если вчерашние оффшоры станут зарегистрированными в России компаниями, это благотворно скажется на экономике нашей страны. А вот если они перейдут к зарубежным рейдерам, от этого никто из нас не выиграет.