Несмотря на то, что год выдался достаточно сложным, как-то так сложилось, что я снова начал присматриваться к современной литературе. Соответственно, подводя итоги года, позволю себе высказать немного мыслей на эту тему.
Пожалуй, лучше всего новую литературу можно представить по произведения участников премии «Дебют». Конечно, здесь я в какой-то мере пристрастен, ибо сам когда-то хоть и не стал победителем, но был близок к этому, а даже попадание в длинный список такой премии даёт молодому писателю неплохие перспективы. Однако и с объективной точки зрения «Дебют» вполне можно назвать зеркалом молодой литературы. Достаточно сказать, что тот же Василий Сигарев, лауреат престижной британской премии Evening Standard Theatre Award, которого даже зарубежные СМИ называют самым многообещающим молодым драматургом в мире, был открыт именно «Дебютом».
В этом году лауреаты премии «Дебют» были названы 12 декабря. Я немного упустил это событие за разнообразной суетой. Однако, благодаря интернету, многое можно наверстать. И, в частности, на сайте «Вечерней Москвы» мне попалось довольно интересное интервью с Павлом Басинским, который был председателем жюри «Дебюта» в этом году.
Из рассказанного им хорошо выделяются основные тенденции сегодняшней новой литературы.
Басинский отмечает, что с повышение возрастного ценза премии до 35 лет (раньше был до 25) серьёзно возрос уровень рукописей. Он делает вывод: «Сегодня позже вступают в литературу. Это редкость, чтобы в 20-25 лет автор был способен написать что-то серьёзное».
И я тоже наблюдаю подобную вещь. Ещё когда мне самому было 17-20 лет, в творчестве моих тогдашних ровесников и ребят чуть постарше было много действительно талантливого и яркого. Что, в общем-то, нормально по меркам двадцатого века, взять хоть даже такие вершины, как вечно юного Есенина, хоть Шолохова с его «Тихим Доном». Однако сегодняшняя жизнь столь стремительна, что как раз в силу этого её невозможно осмыслить быстро.
То есть в двадцатом веке реалии не менялись десятилетиями, и поэтому молодой писатель мог форсировано вобрать тот же опыт старшего поколения, почерпнув его в том числе и из книг. А сейчас лихо несущееся время нужно осмыслять самому, и сделать это быстро получается лишь у считанных единиц. Таким образом, повышение возрастной планки «Дебюта» - действительно более чем разумный шаг.
Другой интересный момент, подмеченный в беседе с Басинским, это возрождение темы маленького человека. В тройке произведений, боровшихся за победу в номинации «Крупная проза», осмысляющим эту классическую тему в новых реалиях оказался роман Елизаветы Александровой-Зориной, который так и называется «Маленький человек».
Тут же упоминается и вошедший в шорт-лист «Русского Буккера» роман Ольги Славниковой «Лёгкая голова», который тоже во многом посвящён этой теме. А если и молодые авторы, и известные писатели заговорили о проблеме маленького человека, это уже можно назвать тенденцией. И здесь я даже не думаю, что Басинский совсем прав, объясняя всё тем, что «сейчас писать об обиженных стало можно. Та же проблема ведь была достаточно острой и в 90-е, и тогда уже можно было писать обо всём, но почему-то не писали. Однако сам я ответа на вопрос ещё не нашёл, и были бы интересны ваши версии, почему классическая тема снова стала актуальной именно сейчас.
Последний же мой вывод из итогов премии, что новая литература в России всё-таки продолжает развиваться, вопреки далеко не самым благоприятным для писателей временам. По крайней мере, все члены жюри отметили высокий уровень финалистов и что определить победителя было достаточно сложно. А учитывая состав жюри, я мало сомневаюсь в объективности таких оценок.
В этой ситуации вдвойне замечательно, что победившие авторы получили премии аж по целому миллиону рублей. Издательства-то зачастую платят такие копейки, что и дворникам стыдно платить. А у талантливого автора обязательно должны быть в жизни моменты, дающие по-настоящему ощутить, что его труд нужен и почётен. Это ж только графоманы и без признания всегда в себе уверены.
И можно уверенно сказать, что «Дебют» и учредивший премию Гуманитарный фонд «Поколение» Андрея Скоча делают очень важную работу, которая сегодня жизненно важна для новой российской литературы.