Пожалуй, логичнее было бы сделать этот пост ровно через десять дней, 28 декабря, когда и умер Сергей Есенин. Но мне не хотелось бы нагонять мрачность в последние дни перед Новым годом.
Впрочем, и сейчас время вполне подходящее. Поздний вечер, депрессивная погода. Именно такая обстановка стала лейтмотивом последних дней жизни Есенина. В схожей атмосфере он писал и свою главную поэму «Чёрный человек».
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю,
откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым
и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Так начинается эта знаменитая поэма. Многие современники считали, что Есенин написал её в пьяном бреду. Не знаю. С одной стороны, на такую мысль наводит предельное обнажение автором собственной души, запредельная искренность. С другой - гений (даже трезвый!) в предчувствии смерти может позволить себе сказать миру, что думает о нём и о своей собственной персоне. А то, что Сергей Есенин предчувствовал смерть, на мой взгляд, заметно едва ли не в каждой строке «Чёрного человека».
Конечно, вино в России - больше, чем вино. И всё-таки трагическая честность есенинской поэмы не могла быть плодом только пьяного бреда. Воспоминания приятелей «последнего поэта деревни» Мариенгофа и Шершеневича говорят о том, что, вернувшись из-за границы осенью 1923 года, Есенин читал свою поэму «Чёрный человек в чёрной перчатке». А в конце 1955-го вдова гения Софья Андреевна Толстая-Есенина в беседе с журналистом заметила, что ей приходилось слышать о том, что «Чёрный человек» писался её мужем в состоянии опьянения, но на самом деле поэма стала плодом упорного труда.
Уверен, что именно так всё и произошло. В советские времена было принято считать, что замысел возник у Есенина в годы, когда он с Айседорой Дункан покинул Россию и отправился в путешествие по «загнивающему Западу». А мне кажется, что поэт всю свою жизнь шёл к этой поэме. В нашей стране никогда не было легко: ни при царе, ни при большевиках. Есенин чувствовал трагический нерв своего времени. Ещё в двадцать один поэтом были написаны строки:
Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя!
Ты, как колдунья, дали мерила,
И был как пасынок твой я.
Заканчивалось стихотворение обращением к России: «О, будь мне матерью напутною в моём паденье роковом». Может, это и был первый шаг к «Чёрному человеку»? Но кто же этот таинственный зловещий незнакомец в чёрном цилиндре? Скорее всего, если въедливо покопаться, то можно найти богатую литературную традицию. Но мне на память приходят только «Маленькие трагедии» Пушкина. А точнее, «Моцарт и Сальери»:
М о ц а р т:
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек.
За мною всюду,
Как тень, он гонится.
Вот и теперь
Мне кажется,
он с нами сам-третей
Сидит.
И сейчас я предложу вам несколько кромольную версию. Но, пожалуй, и она имеет право на существование.
А что если есенинским ЧЁРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ был Александр Сергеевич ПУШКИН?
Пушкин - тот самый, о неумении которого писать стихи Есенин в мае 1921-го бросил как бы между прочим реплику в письме к Иванову-Разумнику. Но уже через пару лет Сергей Есенин стал частенько шокировать знакомых, появляясь на улицах в цилиндре и пушкинской крылатке. Однажды, встретив его в таком виде, Александр Воронский, поражённый, спросил:
- Сергей Александрович, что всё это означает и зачем такой маскарад?
На что Есенин по-детски просто и наивно ответил:
- Хочу походить на Пушкина, лучшего поэта в мире...
По воспоминаниям ряда современников, в последние годы своей жизни Есенин очень много размышлял о Пушкине, изучал его творчество, иногда что-то отвергал, иногда просто бредил Александром Сергеевичем. Ну, как вам теперь нравятся строки - «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек»?
Ладно, раз уж я высказал одну убийственную мысль, выскажу и другую. А что если чёрный человек был ангелом-хранителем Есенина, его совестью, знавшей, что поэт крестьянской Руси был «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки»? Возможно, Есенин увидел в чёрном человеке беса, потому что в стране, где вместо икон на стенах висели портреты безбожников и стали нетленными мощи кровавого вождя, нельзя было не перепутать святое и грешное. Если согласиться с таким утверждением, то как трагично звучат заключительные строки поэмы:
Чёрный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится.
Я взбешён, разъярён,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
Может статься, что, прогнав чёрного человека, Есенин остался без ангела-хранителя. И погиб...
Ю.Лебединский вспоминал: «Москва с плачем хоронила Есенина. Вряд ли есть поэт-современник, не посвятивший памяти Есенина хотя бы несколько строк... Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб с телом его вокруг памятника Пушкину. Мы знали, что делали, - это был достойный преемник пушкинской славы».
P.S. Это несколько эпатажное эссе было написано мною лет в 19 лет (публиковалось в "Литературной России"). Но и сейчас оно мне понравилось, и я изменил только вступление, сделав его более приемлемым для формата ЖЖ. В юности Есенин был моим кумиром, сейчас я к нему несколько подохладел, но по-прежнему считаю гением.
Давайте обсудим написанное! А кроме того, как вы относитесь к стихам Есенина и его личности? Можно и о современных фильмах, посвящённых ему, поговорить. Лично мне кажется, что сценарии некоторых из них писались на основе сплетен - ни больше, ни меньше!