Добрый день, дорогие друзья.
Давненько ничего не писал. Так получилось, что в побывал я в первой половине мая в южных краях, а именно в Италии. Только в отличие от прошлого года, так получилось, что я активно использовал железнодорожную сеть Италии для перемещения. Если в прошлом году я только доехал на поезде от аэропорта и до аэропорта и добирался до Неаполя, то сейчас я кроме поездок из аэропорта и в аэропорт на поезде ездил из Милана в Геную и обратно, из Милана в Рим, из Рима во Флоренцию и обратно, из Рима в Неаполь и обратно, и пригородной электричкой до Остии и обратно. Этот опыт плюс опыт предыдущего года сподвиг меня на некоторое сравнение российских и итальянских железных дорог.
Вообще сравнение разных услуг в разных странах, уровня жизни в них - дело весьма сложное, особенно если одна их этих стран - Россия. Зачастую эти сравнения ведутся с целью не разобраться, что и как, а с целью доказать, что либо все хорошо, и уровень жизни в России не ниже, а то и выше, чем некоторых странах благословенного Запада, либо наоборот, что все плохо, надо валить, спиздив трактор. Полагаю обе оценки весьма далекими от истины и саму такую цель сравнения неправильной. В то же время считаю, что сравнивать надо, что бы разобраться что к чему, как что работает, и что из хорошего и работающего можно применить у нас.
Итак, сравним работу итальянской и российской железки. Отмечу, что пользовался я только сидячими поездами, хотя видел и спальные.
Первой поездкой был Милан - Генуя и обратно. По прямой расстояние Яндекс показывает в 120 км. С учетом, что дорога идет не прямо будет около 150 км. Ехали обычным поездом, Intercity, полтора часа, за 9 евро с человека, билеты покупали загодя по интернету. Если билеты брать сегодня на завтра, то будет 19.5 евро за билет. Итого получается от 360 до 790 рублей за поездку на 150 км со средней скоростью около 100 км/ч. Для жителя Питера сопоставимыми по расстоянию поездками являются поездки до Выборга или Новгорода. Если взять Новгород, то сайт РЖД дает мне четыре прямых поезда, на которых я могу доехать до него. Два сидячих за 392 рубля, один из которых отправляется рано утром и находится в пути 2 часа 40 минут, а второй вечером и находится в пути 3 часа 15 минут. Между ними идут две электрички, обе отправляются утром, одна в пути 4 часа 30 минут, другая 3 часа 30 минут обе за 369 рублей. Итого 370-390 рублей за поездку на 160 км со скоростью от 36 до 60 км/час. То есть в Италии билет стоит столько же, или дороже (раза в два), однако поезд идёт гораздо быстрее. Кроме того, поезда до Генуи идут чаще, но это как мне кажется следствие того, что Генуя - крупный город с населением почти в три раза больше населения Новгорода.
Вторая наша поездка - из Милана в Рим. Ехали мы на Frecciarossa, грубо говоря на итальянском Сапсане. Вообще, мне кажется, что переезд Милан - Рим можно считать очень близким аналогом СПб - Москва. Похожее расстояние (по прямой между Миланом и Римом порядка 500 км, однако поезд шёл через Падую Болонью и Флоренцию, так что ближе наверно к 600). Ехали 2-м премиум классом. То есть материал сидений не ткань, а кожа (хотя скорее кожзам), предлагали стаканчик кофе или сока, какие-то сухарики и утреннюю газету. Обошлось это дело в 39 евро с человека, стандарт обошелся бы в 29 евро с человека. Билеты так же покупались заранее. Если я попытался бы сегодня взять аналогичный билет, то стандарт мне обошелся бы в 86 евро (100 евро премиум) по базовому тарифу, причем на утрение поезда билеты раскуплены. То есть если брать заранее, то вполне можно прехать за 1200 рублей, в последний же момент нужно быть готовым выложить 3500. Утрений Сапсан до Москвы стоит 2560 рублей если я попытаюсь сегодня купить на 1 июля и 3129 рублей если я попытаюсь купить на 31 мая.
Третья поездка - из Рима во Флоренцию. Ехали утренней красной стрелой, возвращались вечерней. Билеты брали заранее, обощлось нам это дело в 19 евро (770 рублей по нашему) с человека в один конец. Ехали стандартом. По прямой от Флоренции до Рима 232 км. С чем сравнить - не знаю. Сапсан вроде в Вышнем Волочке не останавливается.
Четвертая поездка - из Рима в Неаполь. Вообще это направление оказалось самым неудачным. В прошлом году обратный поезд из Неаполя отправился минут на 10-15 позже и опоздал в итоге на полчаса. В этом году поезд до неаполя задержался в отправлении на 15 минут, а всего опоздание составило минут 85. Как обьяснил кондуктор, кто-то заблокировал пути грузовиком. Почти час мы стояли на станции, на которой этот поезд вообще не должен останавливаться. Хотя есть некоторые сомнения, как это произошло, ибо переездов я у них не видел. Однако обратный поезд шел точно по расписанию. Как мне показалось, 10-15 минут задержки поезда - это по итальянским меркам практически ничего. Более менее стараются выдерживать расписание у скоростных поездов. Так же как мне показалось, у них поезд не пытается нагнать отставание, сокращая время остановок. Если сказано, что поезд должен отстоять на станции 10 минут, он будет стоять там 10 минут, даже если опаздывает. По расписанию поезд идет 2 часа. Расстояние между Римом и Неаполем - 200 км. Билет - 9 евро с человека, если платить заранее и 24.5 если брать на завтра. Однако можно взять билет на региональный поезд который будет в пути 2 часа 21 минуту за 11.20 евро. Сам на региональном не катался, подозреваю, что это что-то вроде нашей электрички. У нас 200 км - это от Москвы до Ржева. РЖД говорит, что довезет за 4 часа и 354 рубля.
Последней была поездка до Остии. Сели на Термини на метро, доехали до пирамиды, и там пересели по метрополитеновскому билету (1.5 евро) на пригородную электричку. От пирамиды до Остии 20 км. Это примерно как между Дачным и Новым Петергофом. 23 километра между Витебским вокзалом и Детским селом (Пушкиным). От Дачного до Нового Петергофа можно доехать за 34 рубля. От Витебского до Пушкина за 39. Однако если пересаживаться с метро на пригородную электричку, которые у нас никак организационно не совмещены, то нужно ещё добавит 28 рублей за метро, итого 62 - 67 рублей, то есть столько же как в Италии.
Немного о масштабе цен. У нас бигтейсти в бигмачной стоит около 160 рублей насколько я помню, в Италии 7 евро, то есть 280 рублей. Отношение итальянских цен к нашим около 1.75.
Некоторый краткий вывод. Итальянская железная дорога ездит быстрее, обычный междугородний поезд идет со скоростью порядка 100 км/час, что пости в 2 раза больше российской скорости. Достаточно гибкая тарифная политика при предварительном планировании делает поездку более доступной (та же цена при переводе по курсу валюты, только зарплаты и цены у них повыше чем у нас) относительно российской железной дороги. Если же сравнивать высокоскоростные поезда, то на мой взгляд тут РЖД по ценовому показателю проигрывает. Цена на итальянский поезд либо на таком-же уровне, либо существенно дешевле, если брать заранее. В общем, пользуйтесь услугами Трениталии, только по югам не катайтесь, где всякие дураки пути грузовиками блокируют. Если же говорить о применении их опыта к России, то пусть поднимут скорости хотя бы до итальянских.
This entry was originally posted at
http://svinobaza.dreamwidth.org/280227.html. Please comment there using OpenID.