Древняя керамика эквадорцев в музее Кито.

Sep 23, 2013 11:40

                В  древности, когда Эквадора не было,  керамика  уже была. Древние жители региона, индейцы,   освоили выращивание кукурузы , бобов, помидоров и картошки . У них появились прибавочный продукт и  свободное  время.
                Индейцы  стали изготовлять не просто  горшки для  хозяйства, а с хитростями . Человек , стоящий на мостике, это сосуд для жидких продуктов. Например, браги, кукурузного масла.  Возможно, это ритуальные  сосуды.
                Мастеру   хотелось  сделать их необычными, чтобы  удивить  окружающих..





Коллекция керамики  хранится в музее истории  города Кито.



В  сосудах можно  хранить  сыпучие продукты.Пытаюсь представить себе жилье древнего человека,  где на  столе или  полке  стоят эти  вещи.
                   Изображения выглядят карикатурными. Вряд ли, древние  люди  были  настолько коренастыми, глазастыми или носатыми, без признаков пола. Это  изображения не людей,  а выдуманных  существ. . В  зависимости  от  того, какой  формы  сосуд, надо  было  наделить его  формы забавными  дополнениями.
                     Мастера фантазировали. Взрослые, особенно, ремесленники ,часто оставались как  дети.



Один из древних взрослых. Раньше, пока не умер,  он, конечно, был другим.



Изготовители  сувениров  подражают  изделиям  своих предков.



В  древности был обычай  украшать  храмы и общественные здания головами  врагов. Их  ислользовали  в  магических  целях, для  жертвоприношения. Обычная вещь в эпоху,когда рациональная наука еще не утвердилась.
                 Так же, это могут  быть мумифицированные  головы предков. Во  что люди верили, то им и помогало , как и сейчас.
Так. Я  отвлеклась  от керамики.



Сосуд сложной конструкции, изображающий жреца или шамана. У  крестьянина или воина  внешний  вид куда скромнее. Без  огромных серег  в ушах, отверстия  для серьги в носу,  сложной  шляпы и магических предметов  в руках.
                 Сосуд, явно, не для хранения кукурузной каши и картофельного пюре. Вероятно, в нем  хранились  благовония  для  священных церемоний. Может, табак, или украшения.
                   Так  зарождалось искусство скульптуры. Гончар сначала не решался сделать просто фигурку танцора : в  чем  практический  смысл ? Приделывал к ней емкость. А  потом, оказалось, что и фигурки, и сами  по  себе, полезные : забавные или красивые. Красота  тоже полезная.
                    Появилось искусство для искусства.



Сосуды в виде птиц. Все живые  существа сосудного происхождения наделены преувеличенными  качествами. Чтобы привлечь  внимание,  поразить? Другие принципы творчества, не как  у  древних  греков :  пропорция, соразмерность, гармония.
                  Это  не противоречит  современным принципам красоты : ее  дуальности, диалектике.



Скульптуры времени ступенчатых пирамид, городов в джунглях, религиозных церемоний, социальной иерархии. Как сейчас, но на начальной  стадии.
              Мастера стремились  не к красоте, а выразительности и причудливости.



Миски для еды. Ешь из такой миски  и  невольно думаешь, что  станешь сутулой, тощей птичкой.



Или  караваном странных  птиц.



Симпатично ли  это? Думаю, да. Известно, что над  кем  посмеешься,  того  пожалеешь, а кого пожалеешь,  того и полюбишь.
Образы непонятных существ  , по своему, добры.
                         Тонкие  трехпалые лапки на  пузатом  туловище. Огромные  уши и  глаза на голове  без  волос.



Кормящая мать совсем не  красива. Это округлый  горшок, которому приделали  маленькую острую  грудь, короткие ножки и длиннющие руки.
                  Я  думаю,  для смеха. Карикатурность, забавность, преувеличение это отличительные черты  древнего  искусства, и не только индейского. Не  стоит называть это искусством , в нашем  понимании,  но  от  традиции не уйдешь.
                   Ведь все, что несет в себе больше, чем  функциональность, уже привыкли называть искусством  и искать в этом красивое  .
                 Справа сосуд. Гончару этого  было мало, хотелось  эксперементировать  с  формой и материалом,  поисследовать их  возможности. Вдруг,  от  того, в какой   форме  находится продукт,  он  приобретает новые  качества ?
                 Или , само  изделие приобретает новые свойства , изменит  окружающую жизнь ?



Сосуду  придан  внешний  вид хищного  зверька, шакала . Он  держится за мордочку :  получились  ручки  для переноски  сосуда. Задние  ножки  сделаны маленьким, для придания сосуду  сходства с животным, и, заодно, устойчивости.
                     Убеждаюсь,что, керамисты упражнялись , кто  больше нафантазирует. Взрослые  играют как дети, когда  у них есть свободное время , любопытство и наблюдательность.



Сосуды  головы, и, не малейшего  стремления  сделать их  "красивыми " Маленькие глазки большие рты, раздутые  щеки. Это казалось смешным,  поэтому нравилось.



Думаю, что древние люди  стремились дополнить функцию игрой, мистикой, формой, образностью, чувствами. Многое  получилось.

Previous post Next post
Up