«Будь свободен, уважая свободы других» или несколько слов про чувство собственного достоинства..

Dec 17, 2013 14:50

«На всякое насилье отвечай сопротивленьем/
В безликом окруженье будь всегда самим собой.."(с) Егор Летов

Википедия говорит нам, что Достоинство - это уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека.

Личное достоинство - это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия (это само собой разумеется), но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального.

Среда обитания личности - другие личности; учитывать интересы других составляет и собственный интерес, и долг каждой из них; в этой-то среде и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и отстаивает святыню своего независимого, неподконтрольного и непросматриваемого внутреннего мира. Другими словами, БУДЬ СВОБОДЕН, УВАЖАЯ СВОБОДЫ ДРУГИХ..

Лишается ли человек собственного достоинства, если он его не ощущает? Нет, конечно, святыня человека, как святыня, абсолютна в каждом, и остается такой вполне независимо даже от того, как распорядится ей сам человек, ощущает ее он сам или не ощущает. Если чья-то душа спит или даже усыплена им искусственно, это не значит, что ее нет вовсе; а стало быть, есть и ее достоинство. Пусть достоинство некоего человека молчит в нем самом - скажем, он поступается им ради каких-то выгод - все равно, если только мы сами имеем представление о личном достоинстве каждого, оно в нем существует, и свято, и нисколько не умалено для нас. Это уже не его - а наше дело, дело нашего достоинства. Так, преступника можно лишить свободы (по сути, лишает свободы он себя сам), - но не бить и даже не обращаться к нему на ты..

Короче говоря, человеческое достоинство включает в себя и личное - хотя бы как его святую возможность, которая и должна быть уважаема, или как право, которое остается при личности даже тогда, когда сама личность им не пользуется; но реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.

Итак. Чувство собственного достоинства - это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить - это он чувствует собственное личное достоинство.
ПРО ГРАЖДАНСКОЕ ДОСТОИНСТВО. Гражданское достоинство накрепко ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои законные права, - и ассоциируется в общем правильно.
Духовный прогресс человечества внес в понимание гражданского достоинства те великие коррективы, что законные права стали пониматься как права естественные, то есть определяемые не государственной властью, а исключительно самой природой человека и составляющие основу его личного, неотъемлемого и абсолютного человеческого достоинства. То есть, все не противоречащее в законодательстве естественным правам, или «правам человека», как их еще называют, только и может быть признаваемо законным, тогда как иные законы в государстве, напротив, могут быть расценены как правонарушающие и в этом случае должны быть отвергнуты. Правосознание - это именно сознание естественных прав.

Так вот, гражданское достоинство человека - это его чувство собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства; это правосознание, как глубоко личное чувство своих и чужих объективных естественных прав, полный и точный кодекс которых диктует каждому не что иное, как его чувство собственного достоинства. Готовность же подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам - это готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, - и есть рабство. Гражданское достоинство - противоположность рабской психологии.


Что такое рабская психология?
Это готовность ценой личного достоинства (человеческого, гражданского) получать какие-то преимущества.

Что общего между чувством собственного достоинства и гордостью?
Ничего. Точнее, чувство собственного достоинства ей в принципе противоположно. Оно должно быть, и точка; ведь это твой долг перед собою, а долг - не заслуга. Вообще говоря, гордиться можно (и то не нужно) лишь тем, что тебя от других выгодно отличает - достоинство же неотъемлемо в каждом. Но даже, если большинство на твоих глазах свое достоинство предаст, а тебе ценой страшных усилий удастся его сберечь, и это тебя будто и выделит - достойному человеку ни малейшего удовольствия этот факт не доставит и гордыне никак не послужит.
Но весь подлинный, социальный и планетный масштаб проблемы рабской психологии, ее кошмар, выявило новое время. Имя этому кошмару - тоталитаризм.
В двадцатом веке мы узнали вполне, что главная выгода, вернее всего достигаемая ценой достоинства - это особого рода безответственность, безответственность убежденная, - то есть ответственность исключительно перед властью с ее идеологией, освобождающая от личного разумения и с ним от совести. Совесть сменяется преданностью или/и идеологией, соответственно размышления и колебания - энтузиазмом или его загнившей разновидностью, непробиваемым формализмом. Если святыня личного достоинства предана, святым должно стать то, ради чего им жертвуют; потому раб и в своих святынях - раб, и это в рабской психологии самое на первый взгляд удивительное и самое отталкивающее. Имя любым его святыням и идеалам - как бы он их ни называл - власть. Воистину, всякая власть для него от Бога, кроме только слабой власти... Коммунизм, нацизм и православие в нем легко уживутся, потому что главное для него в этих идеологиях - готовность к тотальной власти, а отнюдь не то, как могли бы договориться по вопросам теории Маркс, Гитлер и Победоносцев...

Почему демократия немыслима без развитого чувства собственного достоинства граждан?
Главное ведь не демократия, а само достоинство. А оно-то и нуждается в демократии, - в правовом государстве. Так что для торжества демократии потребно развитое чувство собственного гражданского достоинства в людях, ибо без него она сама не нужна...
Практически вопрос, конечно, стоит несколько иначе: устоит ли демократия, насущно необходимая духовно зрелой части общества, в условиях, когда духовно инфантильная его часть составляет большинство? И имеем ли мы право за нее бороться, когда тем большинством открытость власти для критики воспринимается как безвластие и беспорядок, выборы - как заискивание (сила, которую оно только и может уважать, заискивать не стала бы), отсутствие общеобязательной идеологии - как «бездуховность», - и все это провоцирует рост преступности, наркомании, числа самоубийств?.. Вопрос моральный, то есть однозначно неразрешимый, да и не совсем к месту. Скажу только, что, коль скоро достоинство в человеке проснулось, не бороться за него он просто не может.

Как соотносятся идея человеческого достоинства и гуманизм?
Утверждение достоинства человеческой природы и всех вытекающих из этого достоинства приоритетов и прав - это и есть самое общее определение гуманизма. Так что буквально обо всем, чего только может пожелать гуманизм, можно смело сказать: того требует само человеческое достоинство!
Скажем, из идеи неотчуждаемой и неподконтрольной сферы личного достоинства прямо следует терпимость (другое именование гуманизма), то есть готовность признавать правомерность любых взглядов на мир и любых образов поведения, кроме недобровольных и агрессивных; само человеческое достоинство воспрещает индивиду предавать в себе разум, предпочитает верить истине, то есть логике и фактам, но не любой идеологии; само оно находит необходимым тратиться на науку и образование; само по себе предполагает, что хорошей медицины достоин каждый, а не избранные... Но что идея достоинства утверждает особо - и что здесь весьма уместно подчеркнуть - это что даже счастье человека не может быть достигаемо ценой человеческой природы! Переделать самого человека согласно с определенным пониманием его счастья - вот формула тоталитаризма, страшнейшей тирании, одно из имен которой - коммунизм. Чем исступленнее повальное счастье, даваемое тоталитарным социумом индивидам, тем большее, со стороны, оно вызывает отвращение - смешанную с ужасом брезгливость. Отказ от личного достоинства - отказ от своей природы, добровольное уродство.

Ну и конечно же, Егор Летов:
«..Не вейся шестерёнкой в механизме государства
Армейской мясорубке не давай себя сжевать..
Сторонникам порядка навреди как можно больше
В проигранной войне сопротивляйся до конца..
На всякое насилье отвечай сопротивленьем
В безликом окруженье будь всегда самим собой..»

Почти всё вышенаписанное процитировано из этого замечательного небольшого эссэ:
http://alkruglov.narod.ru/dignity.html

достоинство

Previous post
Up