Наконец, когда уже вышел альбом, хочется немного рассказать о том, как он создавался и записывался.
Работать над ним мы начали уже в декабре 2013 года - именно тогда стали появляться первые зарисовки новых песен (одной из них, кстати, была Война). Записывались демо (просто под акустику), пересылались файлы, я отправлял Наталье свои музыкальные идеи.
Обычно, когда песня более менее готова по музыке и по форме (текст Наташа всегда доводит практически до идеала, прежде чем показывать его), мы вместе собираемся на репетиции и придумываем партии барабанов. Но в этот раз для ряда песен у меня уже было представление, какие барабаны я хотел бы в них услышать. Так было с Войной и Марсианским Экспрессом. Правда, в МЭ Лёха Кожанов предложил альтернативный вариант рисунка барабанов, что несомненно пошло песне на пользу. В основном это касалось припевов, он их сделал более прямыми, это создало движение, стало больше похоже на движущийся локомотив. Также Алексей спродюсировал барабаны в припевах Анестезии. Мне очень нравится это "прямо-криво" в начале, и что потом оно выравнивается. Дима немного сопротивлялся поначалу, хотел играть все время ровно, но потом сдался, так как мы единогласно выбрали Лехин вариант.
Дальше мы шли на студию и записывали барабаны для демо. Вообще, в этот раз мы настолько серьёзно подошли к записи демо, что при желании можно было даже из него сводить альбом. Но, конечно, потом на студии мы записали все жирнее, объёмнее и качественнее. Правда, ряд партий из демо остался в итоговом миксе. Например, Борю устроило, как мы с Димой Каргиным записали у меня дома мелодику. И гитарный электрический смычок (EBow) и реверсное соло в Никогда тоже не стали переписывать, мы бы не смогли сделать лучше.
Имея в компьютере готовые барабаны, можно уже было работать над аранжировкой. Леха записывал дома бас, я накладывал дополнительные гитары, Наташа записывала в Женеве вокал. Все это в результате оказывалось у меня в компьютере, подсводилось, отслушивалось. Дальше приезжали Дима и Лёша и мы записывали духовые и виолончель.
И так мы работали довольно долго. Но в результате в нашей демке уже было всё: и аранжировка, и саунд, были даже все примеры эффектов, которые, хотелось услышать, например, на бэк-вокале. И надо отдать должное, Боря очень бережно отнёсся к материалу. До записи все внимательно отслушал (я ему скидывал весь трекинг) и потом на сведении сделал только лучше.
Вообще в этот раз Мельнице очень повезло со звукорежиссером (спасибо за это нашему Алексею Козину). С Борисом работалось очень легко и интересно. Он присутствовал на всех этапах записи, был этаким нашим "Бобом Роком" (а не как у Большакова - одни инженеры пишут, потом другие сводят). Наши ролики в инстаграме хорошо демонстрируют, насколько правильная и непринуждённая была атмосфера на записи, и это во многом тоже заслуга Бори.
![](http://ic.pics.livejournal.com/svguitar/13468759/153981/153981_800.jpg)
Фото Андрей Соловьев
Запись проходила на студии Винтаж, которая теперь находится в здании студии Нашего радио.
![](http://ic.pics.livejournal.com/svguitar/13468759/154325/154325_800.jpg)
Там у нас было восемь 10-часовых смен. За 4 смены мы записали барабаны и арфу, за оставшиеся 4 - все(!) гитары, струнный квартет, волынку и даже успели повыбирать микрофон для записи вокала Натальи.
![](http://ic.pics.livejournal.com/svguitar/13468759/154602/154602_800.jpg)
Потом мы перебрались в студию ГИТИСа (где раньше как раз базировалась студия Винтаж). Там провели ещё 14 дней, но сессии были неполные - когда по 6, когда по 3-4 часа. В ГИТИСе были записаны все вокалы, виолончель, духовые, перкуссия. Так что в результате альбом мы записали за 22 дня.
И ещё немного про гитары. Гитар на альбоме много. Акустики - Furch, основная джамбо, вторая в строе DADGAD и 12-струнка (она звучит в Экспрессе и Войне). Строй DADGAD явился катализатором многих рифов в песнях. Прощай, Тристан, Война именно так и создавались. В Экзюпери он тоже пришёлся к месту.
Из электрогитар были мои Gibson Les Paul и Fender Strat в качестве основных. К сожалению, не все гитары из музея на студии Винтаж (а там просто нереальный клад старых гитар и усилителей) можно было использовать, так как это частная коллекция, но некоторые гитары, что были выставлены на продажу, мы тоже прописали. Например, в ряде ритмических партий звучит студийный Telecaster. Ещё мы использовали золотистый Gibson Les Paul Deluxe.
![](http://ic.pics.livejournal.com/svguitar/13468759/154645/154645_800.jpg)
Из усилителей для чистого звука в основном использовался вот этот Fender Twin Reverb 1965-го года, который звучал просто фантастически. Для кранчевых гитар брали красный Marshall JCM800 (который в передаче "Воздух" служит обоями ведущему Михаилу Марголису). Где-то Mesa Boogie тоже засветилась.
![](http://ic.pics.livejournal.com/svguitar/13468759/155015/155015_800.jpg)
Фото Андрей Соловьев
Пластинку эту слушать нужно вдумчиво на качественной аппаратуре или в хороших наушниках. В ней много всего интересного. Мы очень старались сделать её своей лучшей работой!