...Сначала было собеседование по телефону. За окном шелестел тягучий ереванскйи вечер - а я судорожно сжимала трубку, проклиная наглое "advanced english" в своем резюме. Дэвид - глава компании - говорил на восхитительно-нативном американском английском, и понимала я его, мягко говоря, через слово. Соучредитель Дима несколько спасал мое положение своим чеканным букиш инглиш. Они рассказывали мне о своей компании - московском старт-апе, где работает всего 10 человек. О том, что сейчас у них есть проект куда им срочно нужен C++ программист. Поспрашивали про мой опыт, позадавали вопросы про stl-контейнеры и виртуальный деструктор. А на следующий день перезвонили и сказали что их все устраивает.
Что они делают мне оффер на 800 долларов в месяц и ждут меня на работу как можно скорее. В Москву, в Москву!
Надо сказать что 800 долларов были тогда для меня суммой совершенно космической. В Ереване конца 90-х зарплата в 150-200 долларов считалась пределом мечтаний, особенно для недавней девочки-студентки. А тут какие-то дядьки по телефону предлагают мне 800 долларов.
То собеседование было вторым в моей жизни. Потом у меня будут 3-х, 4-х и 6-и этапные собеседования в разные конторы Москвы. Сейчас, оглядываяс назад, я удивляюсь - не видя человека, послушав мой жутковатый английский и задав два с половиной технических вопроса, сделать незнакомой девочке хрен-знает-откуда из далекого Еревана оффер.. В общем, это был самый молниеносный оффер в моей жизни.
Я засомневалась. Я подумала что меня подвел мой английский - да, там прозвучало "eight" и "hundred" - но вот в какой последовательности? Может, это было 180 долларов, а не 800? И я первый раз в жизни сделала то, что делаю сейчас очень часто - попрсила Дейва прислать summary нашего разговора в письменном виде. Лирическое отступление - если вы договариваетесь о чем-то устно, если даже вам все понятно и у вас нет сомнений - получить письмо с сухой выжимкой всегда полезно. Оно напомнит вам о том, где вы остановились, если проект вдруг отложится в долгий ящик. Оно напомнит собеседнику о том, что он немного ошибается - если он в будущем захочет немного ошибиться. Но я отвлеклась.
Дейв прислал мне summary, где черным по белому было написано "offer", "developer" и "800 USD". И я оповестила маму что еду в Москву.
Мама заволновалась. Как же так? Ребенок нашел работу по какому-то интернету! И собрался ехать в Москву, в этот рассадник порока! Кто такой интернет кто его родители, он вообще из приличной семьи? Что за работа - ага, как-же, программистом в проект, все они так говорят - а вдруг тебя запрут в квартире и по ночам будут выгонять на Тверскую?
В общем, мама позвонила в Москву родственникам, и было решено, что с семьей жениха будущим работодателем необходимо познакомиться. Лично и заранее. А посему мои тетя и дядя - дабы убедиться, что мне не грозит работа в борделе, и никто не собирается продавать меня на органы - вознамерились в лучших армянских традициях нанести визит моему потенциальному начальству.
Я написала Дейву что-то то вроде "не будете ли вы против, если мои родные - они как раз в среду будут в вашем районе - зайдут познакомиться и взглянуть на мое рабочее место?" Ну конечно, Профсоюзна и Войковская - это практически один район! Полагаю, что Дейв сильно удивился. Но ответил "No problem, Svetlana!". Золотой он был мужик.
Все оказалось хорошо. Бывший НИИ на Войковской совсем не напоминал бордель, Дима лично встретил моих тетю и дядю и показал им стол, за которым я буду сидеть, и комп, за которым я буду творить. Семья дала добро, и я поехала в Москву работать.
Дейв оказался американцем, влюбленным в Россию и в свою русскую жену. Он обращался ко мне "СвеДлана", обожал нашу зиму, водку и селедку, и не жалел денег на премии и корпоративы. Его любили, его американскaя душа была по-русски широка. Боюсь, это и сгубило его бизнес.
Дима же поразил меня в первый день - представив сотрудникам и показав мое рабочее место, он быстро ретировался со словами "Ну ладно, дальше сама разбирайся, а то у меня там такой геморрой..".. До Москвы я была знакома исключительно с медицинским значением этого слова, поэтому сильно задумалась. Даже слегка восхитилась - надо же, у человека такая интимная проблема, а он не стесняется о ней говорить!
..Почему я все это вспомнила? Потому что - вентилятор. В тот первый московский год на день рождения Дейв и Дима подарили мне вентилятор. В НИИ на Войсковской не было кондиционеров, и вентилятор очень скрашивал тяжелую и неказистую программерскую жизнь. Потом менялись работы, квартиры, мужья, вентилятор стал просто коробкой, которая занимает место - но выкинуть его рука не поднималась. Особенно после того как погиб Дейв - глупая, нелепая случайность.
А сегодня муж залез на антресоли и вытащил эту коробку. Мы стряхнули с вентилятора многолетнюю пыль и включили. Жужжит. Обдувает. Хорошо.
Фотография того года. Она плохая и смешная - но по-моему, очень настроенческая.