http://iasidnev.livejournal.com/210117.html Относительно второго и третьего перстосложения весьма любопытно и одновременно авторитетно мнение профессора Е. Е. Голубинского:
…По своему происхожденію и первоначальному значенію перстосложенныя руки на иконахъ составляютъ символъ или условный, принятый иконописцами, знакъ того, что лица, изображаемыя на иконахъ съ таковыми руками (Спаситель или какой-либо святой) говорятъ (благовествуютъ, проповедуютъ), т.-е. должны быть представляемы нами какъ говорящія (благовествующія, проповедующія).
Обычай употреблять перстосложенныя руки какъ символъ или условный знакъ того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящимъ, или обычай изображать говорящія лица съ перстосложенными руками введенъ еще живописцами дохристіанскими и взятъ ими съ живой действительности. Ораторы греческіе и римскіе, восходя на кафедру, приглашали слушателей къ молчанію и вниманію и вместе приветствовали ихъ посредствомъ поднятія и потрясанія перстосложенной руки, а равнымъ образомъ и во время самаго произнесенія речей жестикулировали посредствомъ разнообразнаго перстосложенія [1]. Сохранились до настоящаго времени списки классическихъ или языческихъ произведеній, украшенныхъ миніатюрами, на которыхъ лица говорящія изображены съ поднятыми и перстосложенными руками совершенно такъ, какъ это на иконахъ и вообще на живописныхъ изображеніяхъ христіанскихъ: Мартиньи въ своемъ Словаре указываетъ на творенія Гомера, находящіяся въ Миланской амбросіанской библіотеке, и на Энеиду Виргилія, находящуюся въ Ватиканской библіотеке (подъ сл. Benir, p. 85, col. 1); мы съ своей стороны можемъ указать на рукопись твореній Діоскорида, находящуюся въ Венской императорской библіотеке, рисунки которой напечатаны у Ламбеція и у Несселя въ Описаніи рукописей библіотеки. Известны примеры поднятыхъ и перстосложенныхъ рукъ на произведеніяхъ и скульптурныхъ.
Что въ христіанской иконографіи перстосложенныя руки первоначально употреблялись съ темъ же значеніемъ, съ какимъ оне употреблялись въ иконографіи дохристіанской, на это мы имеемъ и словесныя свидетельства и свидетельства памятниковъ. Павелъ Силенціарій въ своемъ описаніи Юстиніановой св. Софіи говоритъ объ изображеніи Спасителя на одной изъ алтарныхъ завесъ, что Онъ представляется (изображенъ) протягивающимъ персты правой руки, какъ вещающій (въ знакъ того, что вещаетъ) присноживой глаголъ, (а) въ левой руке имеющимъ книгу, которая ведаетъ (содержитъ) божественныя глаголы (т. е. евангеліе) [2]. Въ Венской императорской библіотеке находится отрывокъ написаннаго въ IV-V веке Пятокнижія Моисеева, украшеннаго миніатюрами, которыхъ сохранилось 24 и которыя все воспроизведены у Ламбеція и у Несселя. На миніатюрахъ этихъ, представляющихъ текстъ Пятокнижія въ лицахъ, очень не малое количество перстосложенно протянутыхъ рукъ, и некоторыя изъ нашихъ рукъ, устраняя предположеніе, что мы имеемъ тутъ дело съ вольностію живописца, который ветхозаветнымъ лицамъ усвоилъ христіанскiй образъ благословенія и молитвы, съ неоспоримою ясностію показываютъ, что оне не суть руки благословляющія или молебныя, а руки служащія знакомъ того, что лица, которымъ оне принадлежатъ, изображены какъ говорящія или должны быть принимаемы за говорящихъ, ибо видеть въ большей части этихъ некоторыхъ рукъ руки благословляющія или молебныя было бы несообразностію [3], а въ одной - просто кощунствомъ [4]. Известны примеры древнихъ скульптурныхъ и въ собственномъ смысле иконографическихъ памятниковъ, на которыхъ первоначальное значеніе перстосложенно протянутыхъ рукъ какъ символа или условнаго знака, что лица изображены говорящими, представляется яснымъ съ совершенною безспорностію [5]…
Примечанія:
[1] Каковой обычай явился у ораторовъ, нетъ сомненія, потому, что и въ обыкновенной жизни при какихъ-нибудь усиленныхъ, особенно оживленныхъ, речахъ люди потрясаютъ перстосложенной рукой, а равнымъ образомъ и подаютъ знакъ къ молчанію среди шума если не перстосложенно, то просто поднятой рукой. Что касается до приветствія посредствомъ поднятія перстосложенной руки, то сравнивай употребленіе этого жеста въ настоящее время нашими военными. Объ обычае ораторовъ греческихъ и римскихъ предварять свои речи поднятіемъ и потрясеніемъ перстосложенныхъ рукъ, равно какъ и о жестикуляціи посредствомъ разнообразнаго перстосложенія во время самаго произнесенія речей, нарочито и довольно подробно говоритъ Квинтиліанъ въ своемъ сочиненіи De institutione oratoria, - lib. XI, cap. III, - De pronuntiatione, затемъ мимоходомъ и не нарочно говорятъ: Персій въ своихъ сатирахъ, sat. IV, de Alcibiade, v. 7, Апулей въ своихъ Метаморфозахъ или De auero asino, - lib. II, cap. XXI, и другіе (Цицеронъ въ своемъ спеціальномъ сочиненіи De oratore, не говоря подробно, делаетъ общее наставленіе о сообразованіи перстовъ руки, причемъ разумеетъ различныя перстосложенія, съ содержаніемъ речи, - lib. III, cap. 59). Простертіе руки и потрясаніе рукой, о которыхъ говорится въ книге Деяній апостольскихъ (XII, 17, XIII, 16, XIX, 33, XXI, 40. XXVI, 1), какъ знакахъ приглашенія къ молчанію, суть именно те самыя ораторскія поднятіе руки и потрясаніе рукой, о которыхъ мы говоримъ (что по-русски переведено: «давъ знакъ рукою, далъ знакъ рукою»). И въ позднейшее время, у ораторовъ христіанскихъ было въ обычае протягивать руку передъ началомъ речей, см. напр. свидетельство грамматика Кориппа объ имп. Іустине, - у Гретзера Т. I, р. 368 нач. (по нынешнему чину крещенія, оглашаемый отрицается сатаны, «горе руце имущь», но Кириллъ Іерусалимскій говоритъ объ этомъ: «слышишь, повеленіе, съ рукою простертою, какъ бы присутствующему, сказать ему: отрицаюсь тебя, сатана», - тайноводотв. сл. 1, § 4). - Для соображенiй относительно разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты. У Квинтиліана въ качестве таковыхъ жестовъ указываются следующіе виды перстосложенія: 1) Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи, а при дальнейшемъ произношеніи последней - въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и обвиненіяхъ; 2) два середніе перста подгибались подъ палецъ, а указательный и мизинецъ протягивались; объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть жестъ более настоятельный, чемъ предшествующій, въ начале речей и при повествованіяхъ не идущій; 3) три последніе перста пригибались къ ладони, палецъ прижимался къ нимъ, а указательный протягивался; по Квинтиліану, это - жестъ для порицанія и для указанія; 4) четыре первые перста слегка соединялись своими концами (а мизинецъ протягивался?); 5) малый середній перстъ и мизинецъ пригибались къ ладони, большой середній и указательный протягивались, палецъ прижимался къ двумъ последнимъ; 6) четыре перста слегка наклонялись, палецъ сгибался внутрь; 7) малый середній перстъ наклонялся (остальные протягивались?); 8) указательный перстъ упирался въ ноготь пальца съ боку, остальные персты протягивались разъединенно или сжато; 9) все персты пригибались, а палецъ отгибался въ сторону. Апулей говоритъ объ употреблявшемся ораторами перстосложеніи, въ которомъ два последніе перста пригибались, а два первые и палецъ протягивались, при чемъ палецъ оттопыривался (отводился назадъ или въ сторону).
[2] Патрол. Миня, t. 86, pars posterior, col. 2149, vers. 776. [3]
Изображены Иcавъ и Іаковъ, изъ которыхъ первый продаетъ второму свое первенство; Исавъ съ протянутой перстосложенно рукой, - у Несселя р. 69: ясно, что Исавъ не благословляетъ Іакова и не молится на него, а говоритъ ему. Изображенъ Іорифъ, разсказывающій своимъ братьямъ виденный имъ сонъ; Іосифъ съ протянутой перстосложенно рукой, - у Несс. р. 82: ясно, что онъ не благословляетъ братьевъ и не молится на нихъ, а говоритъ имъ. Изображенъ Іосифъ въ темнице съ хлебодаромъ и виночерпіемъ, а передъ темницей - стражъ ея съ своей женой; стражъ съ женой обращены другъ къ другу съ перстосложенно протянутыми руками, - р. 87: ясно, что они разговариваютъ. Изображены братья Іосифа, стоящіе передъ нимъ после того, какъ у нихъ въ мешкахъ найдены были деньги: Іосифъ съ перстосложенно протянутой рукой, - р. 88: ясно, что онъ говоритъ братьямъ. См. также рр. 60, 65, 71, 73, 76, 83 (особенно крайняя фигура вправо отъ зрителя), 89 и 90.
[4] См. миніатюру, изображающую паденіе Лота съ дочерями, р. 64 - Ни одной изъ перстосложенно протянутыхъ рукъ на миніатюрахъ нельзя было бы принимать за руки молебныя, а некоторыя можно было бы принимать только за руки благословляющія; но благословеніе изображафтся на миніатюрахъ чрезъ возложеніе благословляющимъ своей руки на голову благословляемаго, - рр. 77, 78 и 99. На нашихъ миніатюрахъ ясно видно, что и перстосложенная рука изъ облака по своему первоначальному значенію не есть рука благословляющая, а рука, служащая знакомъ того, что Богъ говоритъ (Изображено грехопаденіе Адама и Евы и надъ ними рука изъ облака, - р. 55; ясно, что Богъ не благословляетъ Адама и Еву за грехопаденіе, а обличаетъ ихъ въ немъ. Изображено изгнаніе Адама и Евы изъ рая и надъ ними рука изъ облака, - р. 56: ясно, что Богъ не благословляетъ Адама и Еву, а повелеваетъ имъ изойти изъ рая). - Пророки, до сихъ поръ изображаемые на иконахъ съ перстосложенно протянутыми руками, собственно не благословляютъ и не молятся, а пророчествуютъ, т. е. перстосложенныя руки - знакъ того, что они изображаются пророчествующими.
[5] Вотъ некоторые примеры. Барельефъ на одномъ саркофаге изображаетъ исцеленіе Спасителемъ двухъ слепыхъ; представлены Спаситель, слепые и два апостола; рука Спасителя на голове одного изъ слепыхъ; одинъ изъ апостоловъ съ перстосложенно протянутой рукой, обращенной къ Спасителю: ясно, что апостолъ говоритъ Спасителю, а не благословляетъ Его. Барельефъ на другомъ саркофаге изображаетъ исцеленіе Спасителемъ кровоточивой; представлены Спаситель, кровоточивая и одинъ изъ апостоловъ; у Спасителя и апостола, обращенныхъ другъ къ другу, руки перстосложенно протянуты: ясно, что они разговариваютъ. На одной фреске изображено обличеніе Спасителемъ отрекшагося отъ Него апостола Петра; Спаситель съ перстосложенно протянутой рукой, обращенной къ Петру: ясно, что Онъ не благословляетъ Петра, а говоритъ ему, т. е. держитъ обличительную речь къ нему, см. у Мартиньи въ Словаре рр. 64 (второе изображеніе), 288 и 577 (Имп. Юстиніанъ поставилъ на дворе построенной имъ св. Софіи свою статую съ протянутой къ востоку правой рукой; по объясненію Свиды, это протяженіе руки означало то, что императоръ изображенъ былъ говорящимъ къ восточнымъ народамъ).
Печатается по изданiю: Къ нашей полемике съ старообрядцами (дополненiя и поправки къ полемике относительно общей ея постановки и относительно главнейшихъ частныхъ пунктовъ разногласiя между нами и старообрядцами). Е Голубинскаго, ординарнаго академика Императорской Академiи Наукъ (бывшаго заслуженнаго ординарнаго профессора Московской Духовной Академiи). - Изданiе второе, исправленное и дополненное, напечатанное Императорскимъ Обществомъ Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университете. М.: Типографiя Общества распространенiя полезныхъ книгъ, 1905. - с. 179-182.
При исследовании истории перстосложения следует учитывать и тот факт, что в Азии было распространено огромное количество всевозможных еретических деноминаций, которые при этом сохраняли или перенимали некоторые из православных обычаев, подвергая оные своему толкованию и нередко модификации. Поэтому нельзя исключать, что два последних перстосложения вполне могут иметь неправославное происхождения.