Оригинал взят у
ajushka в
"Баба Шанель", реж. Валерия Приходченко, Театр "Большая Медведица"Щедрый и писучий драматург Николай Коляда, ставший уже, похоже, современным классиком, настолько часто ставятся его пьесы не только в России, но и в мире, недавно написал пьесу, уже побившую рекорды постановок. Только в Москве "Баба Шанель" идет в нескольких театрах (Театр Терезы Дуровой, Театр на Юго-западе), намечается постановка в "Современнике", а уж в других городах и странах где только не ставили. Почему эта пьеса так востребована? Она о том, что живет в душе каждого - об одиночестве, о желании любить и быть любимым.
Сюжет простой - празднование 10-летнего юбилея народного ансамбля "Наитие", в котором поют старухи-инвалиды. Пятеро старух не могут поделить внимание руководителя ансамбля, каждой хочется быть рядом с ним хотя бы за столом. Привычные подколы друг друга, незлобивая ревность, словесная войнушка подвыпивших женщин, которые, почуяв опасность в лице молодой пенсионерки-конкурентки, объединяются, забыв прежние обиды, - детский сад в поживших телах. Сколько бы ни было лет человеку, он внутри остается ребенком, чувства делают его беззащитным или, напротив, агрессивным. Ничего не меняется.
Николай Коляда поставил свою пьесу первым. Так, как видел своих героинь, когда писал текст. Размашисто, смешно, с яркими акцентами, двух старух из пяти играют актеры-мужчины. В его труппе нет актеров проходных, все талантливые, все отрываются на сцене с таким удовольствием, что в зале не остается равнодушных.
Увиденные после этого спектакли в той или иной мере похожи: кокошники, стол на всю сцену, точка зрения близка к колядовской.
Валерия Приходченко сумела удивить: её спектакль аскетично оформлен - на сцене 5 детских стульчиков, старух играют женщины разного возраста, к старухам не имеющим отношения. Перед началом действия она сказала, что посвящает этот спектакль нашим родителям. Это задало настроение, спектакль получился пронзительным.
Театр - искусство условное, образное. Что не объяснил драматург, что не выделил режиссер, что не показали артисты, додумает сам зритель. Всё самое главное происходит в его душе, в темном зале открывающейся или нет под воздействием магии театра.
На сцене нет праздничного стола, актрисы одеты совсем не в костюмы, стандартные для ансамбля народной песни, напротив, на них надеты платья, более подходящие детсадовским девочкам: простого покроя с накладными карманами в виде кошек-мышек, из которых будут высыпаться новогодние блестки, олицетворяющие мечту о красивом празднике.
На сцене - пять женщин с несбывшимися мечтами, одинокие, никому не нужные, для которых чуть ли не единственным общением в жизни стали репетиции, единственным мужчиной в их жизни стал их руководитель Сергей Сергеевич, у которых в душе по-прежнему живет желание любить и быть любимой.
Валерия Приходченко не случайно сказала, что посвятила спектакль нашим родителям. Только в самом начале спектакля актеры поют "Утреннюю песню", которая словно соединяет этот спектакль со спектаклем Николая Коляды "Фронтовичка", где звучит эта песня. Дальше нет никаких народных, хоровых, зато есть много музыки 50-60 годов, даже Фрэнк Синатра в исполнении Михаила Гуро. Эта музыка пропитывает спектакль ностальгией по прошлому, продолжая настроение, заданное Колядой в тексте.
Николай Коляда пишет пьесы по строгим театральным законам, давая при этом полную свободу режиссерам в постановке: хочешь сделать фарс - пожалуйста, хочешь сделать трагедию - пожалуйста, хочешь комедию - да не вопрос, даже скучный спектакль тоже можно сделать, если постараться. Текст, вроде, простой, да при умении столько возможностей показать то, что болит, что пропущено через сердце. Валерия Приходченко пропустила через сердце трепет воспоминаний старшего поколения.
Ираида Семеновна в исполнении Ирины Обидиной вдруг заговорила с грузинским акцентом. Поначалу это вызвало недоумение, но когда она изобразила телефонный разговор с несуществующим родственником на грузинском, вдруг стало понятно, что не важно, на каком языке человек говорит, проблема одиночества и жажды человеческого общения существует всюду.
Сара Абрамовна (Людмила Бажина) грассировала как еврейка. Эти разговорные акценты словно вернули героев, действие и нас, зрителей, в то советское прошлое, когда страна была многонациональной, но национальный вопрос не стоял, все были свои.
Спектакль, пронизанный музыкой, обрел новую форму: знакомый текст превратился в партитуру с аллегро, крещендо, пиано, лярго. Не имея театральных пауз, даже антракта, он менял темп, настроение, переводил акценты с одного героя на другого.
Первая часть - ансамблевая, состоящая из диалогов, вторая часть - солирующая, исповедальная. У каждой героини есть своя мелодия, которой она управляет по-своему, дирижирует.
Есть место даже небольшому стриптизу - не душевному, как у ветеранов "Наития", а вполне физическому, что добавляет спектаклю какие-то новые краски.
Валерия Приходченко показала пьесу Коляды под неожиданным ракурсом, по-особенному, по-женски трепетно и с любовью. Коляда писал с любовью к этим старухам, Приходченко добавила своей любви, получилось трогательно, по-семейному - мужская и женская любовь соединились.
Своего помещения у новорожденного Театра "Большая Медведица" нет, поэтому репетировали и сыграли спектакль на маленькой уютной сцене гостеприимного Детского музыкально-драматического театра "А-Я", который находится рядом с Театром Наций.
Желаю спектаклю счастливой жизни, он достоин просмотра, дарит детскую радость с нотками ностальгии по детству, по прошлому, по родителям, по себе самому. Щемящее послевкусие после этого спектакля остается в душе.