Первая часть моего рассказа -
здесь.
Постараюсь излагать всё с минимумом эмоций (постарааааюсь!) и, разумеется, только из личных наблюдений.
Прошу не читать дальше слишком нервных, слишком восприимчивых и мужчин)))
Началось.
Итак, утром 10 августа у меня внезапно отошли воды.
Я толком не поняла, что произошло, просто вскочила с кровати, потому что почувствовала себя как-то странно. Но не было мысли "Рожаю!" - рано же...
Созвонились с врачом, у которой стояла на учете, вызвали скорую, поехали в роддом. Взяли с собой только пакет с медикаментами - остальное не собрано, не стирано, не глажено, а что-то и не куплено... Опять же - схваток нет, так что всё думалось, что нас развернут домой.
Разве что у меня была большая-большая слабость, хотелось лечь и уснуть.
"Моя" врач, с которой согласовывались роды, как раз второй день была в долгожданном отпуске, так что общались с "дежурной бригадой".
- Ты чё такая квёлая?! Чё болит?!
- Ничего не болит, немного тянет живот и слабость...
- Ты всегда такая?
- Нет, не всегда. Я сознание сейчас потеряю...
- Вот еще, давай иди вооон туда на кушетку.
Сажусь на краешек, вскакиваю к умывальнику, пытаюсь привести себя в чувство, муж мечется где-то рядом с моей обменкой... Теряю сознание...
Внезапно очнулась в "операционной" - сверху слепят лампы, меня просят перелечь на гинекологическое кресло, закрепляют руки.
Совершенно прихожу в себя (так мне кажется), начинаю твердить, что уже всё прошло, что мне еще рано рожать, что я всё чувствую и резать меня низя))), и наркоз на меня херово обычно действует, и вообще, мне рано, и всё прошло, и я ... засыпаю...
Следующий сознательный момент - несколько часов спустя.
Живот ощущается очень пустым и очень холодным - сверху на нем лежит тяжелая ледяная "грелка". Кажется, не снимали ее где-то еще час. Рядом муж с безумным взглядом, его лицо периодически виднеется мне сквозь туман. Он говорит что-то, что я уже через минуту забываю, пытаюсь уснуть, но он не дает. Начинаю задавать ему вопросы...
- Где я?
- В реанимации. Уже всё. Ты уже мама.
- Где ребенок? Он жив?!
- Да, он жив, всё хорошо, я его видел, он в реанимации...
- Где я???...
Эти вопросы я задала ему раз 20, наверное, каждый раз в конце "круга" чуть успокаивалась и задрёмывала, спустя минуту он будил меня, и я начинала снова спрашивать, спрашивать... Потом я наблюдала то же самое у своей "соседки", которую привезли спустя пару часов.
Прихожу в себя)) Первое мама-селфи)
Реанимация.
Палата реанимации на 3 койки, здесь лежат после кесарева. Рядышком еще одна, такая же. Две медсестры бегают то к нам, то туда, иногда заходит врач, иногда забегает уборщица, постоянно какой-то движняк, и если позвать "девочкиииии" - кто-то сразу приходит. Звала всё время я, как самая громкая)))
На правой руке у меня - бирочка, я выучила ее наизусть, мне она тогда казалась самым важным предметом в мире))) В руке - катетор, к которому тянется трубочка с физраствором.
(я предупреждала)
Где-то снизу из меня выходит другая трубочка, мочевыводящая, в бутылку из-под воды "Оболонь", которая прикреплена сбоку кровати. Ее содержимое - один из показателей того, всё ли у роженицы ок.
Мне пытаются вставить еще один катетор в другую руку, но у меня очень хрупкие вены... Гематомы я буду потом лечить еще пару недель...
Наша палата на солнечной стороне, а это значит, что очень скоро по нам начинает неумолимо ползти очень жаркое солнце. На окнах металлические жалюзи, висящие "на соплях", трогать их нельзя. Воздух не двигается, так что принесенный мужем веер воспринимаю на ура)))
Наши кровати чуть передвигают, чтобы мы хоть немного попадали в тень, но это спасает мало.
Лежу у стены, есть розетка, так что подключаю мобильный, общаюсь с родителями и друзьями, постоянно шлю смски мужу.
Через пару часов заставляют сесть. Я сижу, болтаю ногами, и кажусь себе космонавтом, упавшим на Землю. Вообще просят, чтобы мы аккуратно двигались на кровати сами, чтобы ничего не занемело и не было пролежней. Живот фиксируют самодельным бандажем - оторванной полосой простыни - я буду носить его еще долго, и после выписки из роддома, фабричный бандаж надевать почему-то нельзя. Потом, с помощью медсестры, нужно встать. Следующий раз - сделать пару шагов.
Посетителей пускают - при этом роженицу отгораживают ширмой.
А еще приносят на кормление деток и учат, как приложить малыша к груди.
Мой малыш лежит в реанимации (и пробудет там еще три дня), так что увидеть его и начать кормить я смогу только переведясь в обычную палату. Конечно, я делаю для этого всё возможное - больше всех двигаюсь на кровати, хожу (словно заново учась, как это делать) и всячески активничаю. Так что уже после обеда нам с мужем разрешают спуститься на первый этаж к малышу и увидеть его.
Я слегка истерю - нам так много рассказывали о том, как важно приложить малыша к маме, как необходимо кормить его именно грудным молоком, а в итоге я могу только аккуратно потрогать его ножку, и его кормят смесью...
Палата.
Через какое-то время меня переводят из реанимации в палату. Муж оплачивает "улучшенную" (кажется, 2500 грн). Это означает, что в комнате я лежу одна, есть пеленальный столик, кроватка для малыша, моя кровать, тумбочка, холодильник и телек (не включу его ни разу). На стенах - ксерокопии статей о том, как питаться, как правильно кормить малыша, что нести с собой в палату и всякие невнятные рисунки.
Через стенку в такой же комнатке лежит моя соседка. В общем нашем "предбаннике" есть туалет и душ. Есть еще палаты-"люксы" - там может ночевать кто-то из членов семьи, и их рекомендуют брать, если роженице сложно самой с малышом после сложных родов или если родилась двойня. Мое окно на солнечной стороне. Есть кондиционер, и, пока ко мне не перевели малыша, я периодически аккуратно охлаждаю воздух. Безумно жарко.
Гигиенические процедуры.
Пока не сняли шов (его снимут на 10й день), мочить его нельзя. Так что сама по себе процедура принятия душа после жаркого, очень жаркого дня превращается в подвиг. Когда ко мне переведут малыша, я научусь принимать душ за 3 минуты. Нужно ходить в туалет. Нечем? Вот уж нифига! Забегает врач, тыкает меня в надувшийся болящий живот, грозится не отдать ребенка. Вообще тут любят тыкать в твое тело пальцами...
Персонал.
В вечер, когда я заселяюсь сюда, муж наскоро застилает мне постель, раскладывает вещи, помогает лечь и убегает. И я лежу в темноте до глубокой ночи, потому что мне просто невероятно больно встать и включить себе свет. Я пытаюсь позвать кого-то, но тщетно. Потом по коридору идет медсестра, напоминая, что все должны померять температуру. Она приносит мне градусник, включает свет и исчезает))) Рядом с моей комнатой, как я потом узнаю, стол дежурной сестры, да и вообще там часто тусуется персонал, но после реанимации разница значительная - никто не стремится никак тебе помочь. Вообще никак. Вероятно, нужно было сразу пораздавать взятки направо и налево, но муж постоянно носится и выполняет только четкие указания (в том числе от тех же медсестер), я пребываю в болезненном "ауте", так что всё воспринимаю ступорно и как должное. Раз в день приходит врач. После короткого "как дела?" она обязательно находит повод отругать меня. То у меня жарко, то слишком холодно, то я неправильно повязала бандаж, то неверно сцеживаюсь, то слишком вздутый живот, то я снова неправильно сцеживаюсь... Как правильно - она не поясняет. "Спроси сестер". Те реагируют как-то так же. Разок заманиваем с мужем в палату сестру, она показывает, как разминать грудь (больно неимоверно!), у мужа получается мастерски, у меня никак...((( За что я получаю по мозгам в ближайший же визит врача. Второй раз медсестра напрямую говорит "Купите У НАС молокоотсос за 650". Муж покупает, кое-как она учит меня им пользоваться. Молокоотсос становится моим спасательным кругом - чуть мной кто-то недоволен, я показываю на него и говорю - "вот, у вас купила, пользуюсь" - сразу все ворчания волшебным образом умолкают.
Еще каждый день заходит с натянутой улыбкой педиатр, но пока мой сын в реанимации, она быстро смывается с кислой миной. Потом она так и не научит меня всему, что полагается...
За время, пока я нахожусь в палате, сменяется 3 смены сестер. В первой смене - только одна девушка немного идет мне навстречу, отвечает на вопросы, помогае кое-как. Во второй и третьей сменах всем некогда.
Что-что? "Чудо рождения?".. Тут вы "больная" без имени, по номеру комнаты. Должна по стеночке ходить быстро, на процедуру ползти по первому требованию, не жаловаться, ну и платить...
Я периодически срываюсь и плАчу у мужа на плече - скотское отношение меня убиваети усугубляет и без того отвратительное настроение.
Процедуры.
Утром может забежать сестра из процедурки, помазать шов раствором йода, но вообще мы должны мазать его себе сами. Зеркала нет, мажусь, глядя на экран мобильного. На ночь надо класть водочный компресс - наконец-то пригождается холодильник в комнате, в нем хранится водка)))
Несколько дней делают уколы - болезненные и не очень, в руки, ягодицы и в живот, берут кровь и мазки на анализы. Я уже не обращаю внимания на уколы и новые гематомы.
Каждый раз нужно нести с собой медикамент, шприц, перчатки, пеленку...
Могут уколоть "в долг", чтоб потом "муж принес".
Извне.
Муж бегает по магазинам и аптекам - постоянно что-то нужно. То мне какие-то медикаменты, шприцы, перчатки, то малышу - свежие пеленки, памперсы, носочки... Однажды в 12 ночи мне сказали, что на утро малышу нужны пустышки...
Дома круглосуточно идет стирка и глажка. Мужу можно приходить ко мне в приемные часы - утром и вечером. Он притаскивает мне кефир, который одна медсестра разрешает, вторая тут же запрещает, шиповниковый отвар, который мне также скоро запрещают, и печенье "Мария", которое я решусь есть уже перед выпиской. Первые сутки я на воде. Потом я буду ходить в буфет (три раза в день по этажу проходит повар и зазывает, я бегу первая, жрать хочется страшно!) и получать мне положенное.
Буфет.
Первая моя еда - некий овощной бульон, кажется просто райской пищей.
Потом появятся каши на воде, некое не то мясное, не то рыбное суфле, пюрешка и чай с сахаром - всё это улетает аж бегом, и начинается мука ожидания следующего приема пищи))) Если опоздала в буфет (а это запросто, то в очереди на процедуры стояла, то к малышу было приемное время), можно сбегать на чужой этаж и попросить там что-то из остатков. Обычно остается то, что на воде - как раз моя диета))) На молоке - съедают мужья рожениц, живущие тут.
Малыш.
Пока малыш в реанимации, я должна сцеживаться и ходить к нему каждые 3 часа - 6 утра, 9, 12, 3 дня, 6, 9 вечера и полночь. Сцеживаться мимоходом учит одна из медсестер, для этого нужна столовая ложка и шприц (без иглы). Ложку надо ошпарить кипятком (чайник только возле стола дежурной сестры) и сцеживаться в нее, потом втянуть шприцом и идти по лабиринту этажей вниз, в малышовую реанимацию. Здесь в комнате обычно 5-6 малышей. Мой Стёпушка сначала лежит под лампой за занавесками, потом - просто под лампой, ну и затем уже, перед переводом ко мне, просто в кроватке. Персонал в реанимации отличный, всё подскажут, покажут и успокоят. Раз в день у зав.реанимацией можно узнать о состоянии малыша, в остальное время - увидеть это в его листке - сколько когда съел, сколько ушло в памперс, сколько сегодня весит малыш и т.д. Здесь же пишу согласие на прививки и возможное необходимое лечение.
Каждый визит начинается с мытья рук (мужа потом попросят еще и бумажные полотенца им туда купить. Ну то есть скажут, что с каждой мамочки по пачке полотенец "иначе к детям не пустим"))), смены памперса, снова мытья рук, потом, если позволят, можно покормить малыша из шприца. Если нет - то просто постоять возле него, осторожно касаясь кончиками пальцев. Обычно он просто спит. Много спит. Долго стоять возле него я не могу - очень жарко от ламп и очень болит шов, но еще быстрее меня "выгоняет" персонал. Отдают грязные одежки и пеленочки, говорят, что нужно принести в следующий раз - передаю их поручения мужу.
Где-то на 4й день наконец-то разрешают приложить малыша к груди, учат наскоро как это сделать. Я сижу с малышом и чувствую себя на седьмом небе от счастья))) Сначала отслеживают, как он воспримет мое молоко и вскоре после этого переводят его ко мне в палату.
Вместе.
"Сегодня переведем его к вам, идите готовтесь". Я готова прыгать от радости! Бегу в палату, действительно готовлюсь - убираю всё с пеленального столика, навожу типа марафет))), проветриваю комнату... Стёпу привозит медбрат из реанимации, переодевает и уходит... Я смотрю на спящего младенца, и мне до чертиков страшно - инструкция к нему не прилагается! Я боюсь прикоснуться к нему, и когда он вдруг начинает икать, я бегу искать медсестру)))
Я перечитываю свои записи с курсов, аккуратно протираю ему глазки, неумело меняю памперсы, и где-то на третий день слышу, как он сопит - нужно чистить нос, а я не умею! Паникую))) Бегаю за медсестрами, прошу показать мне, как это сделать... Забегая наперед, в роддоме меня этому так и не научили, ни одна из трех медсестер по моей просьбе так и не пришла к нам...
Теперь не нужно бежать каждые три часа вниз, но и уснуть теперь не возможно. Кровать ужасно низкая, кровать малыша значительно выше, и я всю ночь стою возле него и смотрю, как пульсирует венка у него на шее, а если лягу, то не буду это видеть, и мне страшно...
Днем я умираю от жары, ночью - от нашествия всяких жучков-комариков. вылавливаю одного жучка на шапочке Стёпы, паникую и не засыпаю до утра.
Вокруг.
Из всех комнат постоянно вопят малыши. Я горжусь Стёпой и его спокойствием - это потом уже наша педиатр скажет, что это "вялость", и ребенок должен иногда покричать.
Мы на пятом, над нами - родильный зал. По ночам особенно слышны все крики и маты рожениц, прямо саундтрек для фильмов ужасов)))
Рядом с роддомом днем громыхает стройка и постоянно что-то жгут.
Периодически днем под окнами появляется стайка деток, они зовут маму "погулять" - она лежит у нас на этаже, высовывается в окно, расспрашивает, у кого как дела и просит их слушаться бабушку.
Вечерами роженицы сбиваются в стайки - обсуждают медсестер, поборы, взятки и мечтают выписаться.
Я к ним почти не присоединяюсь, мне некогда, нужно смотреть на венку на шее Стёпы))
Продолжение следует...