Пожалуй, эта часть была самой интересной для «пересмотра». Такого разночтения восприятия, как с ней, не было ни с одной предыдущей. Наверное, потому что время, которое в ней показано, мне знакомо и есть с чем сравнивать.
Конец 80-х. Судя по всему, иранская граница (страна не называется). Место действия: застава Белова-младшего (самого младшего из рода пограничников Беловых) - Ленинград - заграница (опять же - страны не называются, но предположительно Иран и США) - СССР (несколько районов). Через всю страну - от Дальнего Востока к Ленинграду - движется поезд, в котором установлено устройство для перехвата сообщений на каналах, которыми пользуются оборонные предприятия. После задержания партии наркотиков, которые шли из Пакистана, транспортники и таможенники начинают проверять грузы с большей тщательностью. Иностранная разведка принимает решение «снять» блоки памяти с устройства до прибытия поезда в пункт назначения. Для переправки этих контейнеров за рубеж на территорию СССР отправляют спецагента. По планам иностранной разведки прибыть этот агент должен, как турист, а уйти за кордон, как «сумасшедший уголовник». Но, естественно, наши не наших обыгрывают - блоки памяти изымают, спецагента ловят. Попутно Белов-младший устраивает личные дела и находит жену.
Поскольку восьмой фильм планировался, как заключение сериала, у него масса отличий от предыдущих серий. Во-первых, начинается он с показа современной (на тот момент) техники, которую используют пограничники, а не с исторической справки и кадров кинохроники. Во-вторых, заканчивается он проникновенными словами о том, что «и в мирные дни на границе неспокойно, но она нерушима», а не теми же исторической справкой и кинохроникой. А в-третьих, пожалуй, назову будничность - то есть отсутствие пафосности в этой серии, снижение количества «душещипательных» сцен. Градус драмы значительно меньше, чем в предыдущих сериях, что вполне естественно.
Да, простят меня пограничники за то, что я мало обращаю в своих отзывах внимания на них самих и показ жизни погранзастав. Но образ пограничника в нашем кинематографе почти не меняется. А вот отрицательные персонажи - те «развиваются» с каждым десятилетием. Времена, когда нарушитель был хитрым, злобным и мрачным типом, остались далеко позади. В конце 70-х-начале 80-х они стали выглядеть цивильно. Впрочем, в восьмом фильме сериала про государственную границу, нарушитель, пытающийся пронести в Иран блоки памяти от записывающего устройства, выглядит, как деревенский дурачок. Если бы сценам с его задержанием не предшествовал показ подготовки к этой операции (обучение симуляции сумасшествия), получился бы очень непривлекательный тип. Неплохо (объёмно) показаны руководители иранской погранзаставы, а вот высшее звено - те, кто планировал операцию, схематично.
Что было интересно лично для меня, на что обратила внимание, что «разошлось» с восприятиями юности. Когда смотрела впервые, переживала за Татьяну - боялась, что бывший муж расправится с ней за то, что она его разоблачила. Сейчас вспомнила это и улыбнулась - такие типы не способны на убийство, и с чего он мне казался опасным тогда? Ещё одну улыбку заслужило поздравление прапорщика Лебедева с днём рождения с иранской погранзаставы, хотя, смешного, конечно мало - иранцы перехватили наши радиосообщения. Улыбка была оттого, что вспомнились рассказы брата о его службе на границе (тоже, кстати, иранской), хотя и тут смешного мало, потому что рассказывал он о том, как их каждый раз гоняли по новому маршруту - боялись, что похитят кого-то (наши сделали радиоперехват иранских переговоров). Приятно было, что воспоминания пошли в унисон сюжету фильма.
Ну, и чтобы не обижать главную героиню сериала - границу… Если «пройтись» по сериалу в целом, конечно же, я заметила, как менялась граница, обустраивались погранзаставы. Даже, если взять те фильмы, которые смотрела в этот раз я - третий-восьмой - можно заметить перемены: и цвет столба изменился, и герб на нём, и форма пограничников стала другой, и техника в последних фильмах появилась (до пятого фильма включительно всё на конях ездили)… Изменился и порядок на границе, «ритуал» отправки в наряд, отношения между солдатами и командирами. Кстати, про эти отношения. В последнем фильме показалось, что они резко стали более неформальными. В первом - седьмом это были отеческие отношения, в последнем - дружеские, почти на равных. Не знаю, входило это в планы сценаристов и режиссёра, но как-то так получилось.
Суммирую - давнее желание пересмотреть сериал, выполнено. Просмотром довольна. А, если кому-то показалось, что отписывалась я как-то небрежно или пренебрежительно, то это ему показалось. Просто сериал старый и смотришь его с лёгкой ностальгией и юмором, а некоторые моменты кажутся наивными.