Государственная граница. Фильм шестой. За гранью победы

Aug 03, 2015 15:29

В свете современных событий на Украине - очень символичный получился просмотр.
1946 год. Западная Украина. Разгул бандитизма со стороны членов ОУН (организации украинских националистов), которыми руководят кукловоды из США и Великобритании. Один из этих кукловодов - американский инструктор - должен перейти границу, чтобы попасть в банду местного главаря оуновцев - Клима Рогозного. Бандиты ведут себя нагло, жестоко расправляются не только с представителями Советской власти, но и с рядовыми гражданами, не согласными с их «политикой». Расстреливают, сжигают заживо, не щадя даже детей. Противостоят бандитам советские пограничники, среди которых есть четверо «старых знакомых» по сериалу (герои пятого фильма, пережившие сорок первый год, дошедшие до Берлина) и пограничники Польши (которым не нравится, что через их границу шастают на нашу сторону бандиты). Для разгрома банды, в неё внедряют одного из пограничников.
Шестой фильм смотрела, сверяясь с известными мне фактами и с впечатлениями от просмотра фильма в юности. Помнится, когда смотрела это впервые, была досада от того, что попа показали, как опытного разведчика-руководителя (думала, что это - антирелигиозная пропаганда). Сейчас я уже одобрительно кивнула - факт руководства оуновцами через представителей церкви доказан документально. Факт иностранного руководства и финансирования этих «патриотов Украины» - тоже (после ликвидации Романа Шухевича в доме, где его «брали», нашли массу бланков на иностранных языках). Поморщилась, когда бандиты приветствовали друг друга: «Слава героям! - Героям слава!» Вот, не знала, что современные «херои» используют девиз своих «прославленных» и проклятых предшественников. Думала, его в наши дни придумали.
Понимаю, что это не строго исторический фильм, поэтому прощаю многие недосказанности. Например, никак не «прозвучало», что в состав этой ОУН было втянуто и руководство некоторых населённых пунктов на нашей территории. Не сказано, что разгул бандитизма длился значительно дольше, чем это показано в фильме - Шухевича, например, ликвидировали лишь в 1950-м году - и именно тогда пришел на Украину мир, поскольку оуновцы лишились своего главаря. Бог с ним! Нельзя впихнуть всё это в один фильм, да и многое из происходившего далее, не имеет отношения к границе.
В этом фильме меня больше интересовала психология людей из УПА-ОУН. Признаться, каждый раз вспоминая про тот период, я думала - отчего же бандеровцы так долго задержались на украинской земле, как такое могло происходить в послевоенные годы, когда Советская власть была крепка, когда население, настрадавшееся от фашистов, должно было всеми силами расправляться с их пособниками? Сейчас смотрела и понимала, что главной движущей силой людей, поддерживавших тогда ОУН-УПА, был страх. С каждым отступником расправлялись на месте, показательно, чтобы другие боялись. Конечно, и недовольство репрессиями со стороны Советов тоже добавляло масла в огонь, но страх получить пулю в лоб или положить голову к ногам соратников (была такая традиция у бандеровцев - показательно рубить голову провинившимся перед строем), был сильнее. Страх за себя, за родственников, за детей. В фильме показана история интеллигентного человека (учителя), которого втянули в банду, пригрозив убить жену с ребёнком, сам фильм начинается с расстрела семьи местного руководителя, когда бандеровцы не жалеют детей (дошкольного возраста), а позже, мимоходом, можно сказать, показательно живьём сжигают старшину-пограничника (многие из членов банды в это время зажмуриваются или морщатся, не одобряя, но не смея вступиться)… Тем не менее, время от времени появляются недовольные, те, кто замечает, что население не поддерживает их националистические лозунги, что населению надоела война, что они уже рассматривают оуновцев, как врагов. С такими быстро расправляются, но через какое-то время появляются новые - нельзя постоянно держать людей в страхе, однажды они перестают бояться.
Посмотрела шестой фильм и поняла, почему на меня четвёртый не произвёл должного впечатления. Ситуация, показанная в этих двух фильмах - аналогичная. Банды, которые нужно ликвидировать. В первом случае задача - заставить мирных дехкан сложить оружие, во втором случае речи о «сложить» почти не идёт (есть такое предложение, но власти на его обязательном исполнении как-то не очень настаивают), в основном говорят о ликвидации. Но дело не в этом, а в том, что в «туркестанской» серии почти не «прописан портрет» исполнителей-пограничников, за исключением Гамаюна и Галины. Дервиш показан в двух-трёх сценах, ещё один пограничник - в двух. И ни у одного из них нет «предыстории». Получилось, что «народу много, а никого нет». Основная часть фильма ушла на показ «страданий» белых офицеров. «Украинская» часть в этом смысле более «глубокая», поэтому впечатления от неё получились ярче.

любимые фильмы

Previous post Next post
Up