Несмотря на то, что я писала ранее про отпуск без целей, скажу, что одна общая цель всё же была - по возможности «разобрать завалы», то есть сделать кое-что из того, что было некогда запланировано, но не выполнено. И среди таких «завалов» была одна поездка - в Свято-Троицкий Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь. Давно хотела туда попасть, но как-то всё срывалось. И вот, сподобилась, наконец, съездить.
Признаюсь, «дело было» не в Ольховке, а в Ольховском районе - в Гусёвке и Каменном Броде. Хотя Ольховку мы проезжали, и я даже смогла полюбоваться на некоторые знакомые объекты. Пять с половиной лет не была в тех краях, и только накануне поездки поняла, что дико соскучилась по виду меловых гор и реки Иловли. Из окна автобуса на всё это глядела, можно сказать, с благоговением. Порадовалась, что в этом году пейзаж сиял зелёными красками, потому что незадолго до последнего моего приезда в районе бушевали пожары, и даже меловые горы были не белыми, а серыми от пепла. Удивилась, узнав, что одну из меловых гор пять лет назад «прорубили», чтобы проложить газопровод. Усмехнулась, когда в самой Ольховке не заметила кардинальных изменений - те же магазины (приятно знать, что никто не разорился), то же кладбище, та же школа искусств, даже знакомая лужа осталась на прежнем месте (сколько раз я, перебираясь через неё, клялась, что в следующий приезд захвачу с собой резиновые сапоги!). Ну, а теперь - ближе к делу, то есть о поездке.
Экскурсионный тур выходного дня «Храмы и монастыри Волгоградской области. Ольховский район» включал посещение не одного, а двух монастырей - Гусёвского женского монастыря Ахтырской Божией Матери и Свято-Троицкого Каменно-Бродского Белогорского мужского монастыря.
Снова, как и при поезде в Элисту, экскурсия началась уже в Волгограде и завершилась после посещения обоих монастырей. Эта практика «вводной» экскурсии мне понравилась, потому что удаётся узнать гораздо больше, чем ожидается от самого посещения святых мест. К сожалению, в этот раз из окна автобуса ничего снять было невозможно, поэтому проиллюстрирую, что смогу картинками из Интернета.
Что интересного нам рассказали, и что мы увидели, в поездке по городу и двум районам области? Много всего. Подробно пересказывать не буду. Скажу только, что в этот раз экскурсия состояла из трёх частей или, вернее, прозвучали три темы - христианство, казачество и сарматы. Ну, христианство, понятно почему - экскурсия наполовину паломническая. А вот казачество и сарматы - это уже дань тем местам, которые мы проезжали.
Уже в Волгограде мы получили краткие сведения о состоянии епархии и количестве монастырей на территории нашей области. В настоящее время у нас действует три мужских и три женских монастыря, и ещё три находятся в стадии возрождения. Не очень поняла насчёт тех, которые возрождаются. Кажется, там пока дело находится на стадии создания монастырских общин. Наш путь пролегал мимо мужского монастыря, который находится в Волгограде - Свято-Духова.
Про него было сказано много, но запомнилось, что раньше он был женским, а сейчас - мужской. На территории этого монастыря до революции побывал Григорий Распутин, который прибыл туда по приглашению Илиодора. Далее у них произошла размолвка, Илиодор выступал против Распутина, и закончилось дело высылкой недовольного священнослужителя из Царицына, на которой настояла императрица Александра Фёдоровна. Экскурсовод предложила подробнее об этом прочитать у Пикуля в «Нечистой силе». Было ещё сказано про преследования духовных лиц при Советской власти, об уничтожении церквей и т.п.
Когда выехали за пределы Волгограда, на первое место вышла казачья тематика. О, тут можно было говорить бесконечно! Начала экскурсовод с первого упоминания казаков в летописях, то есть с 1380 года, когда к Дмитрию Донскому, собирающему рать для битвы с татаро-монголами, явились люди, назвавшиеся «кайсаками», далее перешла к описанию жизни первых казаков, к их традициям, к взаимоотношениям казачества и царей, а позже представителей Советской власти и т.д. Я улыбнулась, когда экскурсовод отметила, что все дела, связанные с казаками, решались в Посольском приказе, и что казаки имели возможность вести переговоры с иностранными представительствами напрямую. Вспомнилось просто, как турецкий султан жаловался на казаков Ивану Грозному, а тот ответил, что казаки сами по себе. Хитрые они были, - цари! Не могли обуздать казаков, вот и ставили их отдельно от остального народа. Если кто из иноземцев пожалуется, всегда можно отбояриться - решайте, мол, эти дела с атаманами, а мы им не указ! Далее, естественно, был рассказ о Степане Разине (как же без него!) и о том, как Пётр Первый расправился с мятежниками, когда решил положить конец практике побегов на Дон со стороны холопов, про десять тысяч плотов с виселицами, которые были отправлены вниз по Дону…
На экскурсии в Элисту мы слушали про все места, которые проезжали, поэтому поначалу я слегка удивилась столь подробному погружению в казачью тематику, и практически полному игнорированию окружающей автобус территории. Однако, вскоре выяснилось, что это игнорирование мнимое. Просто, какую местность ни возьми, она так или иначе связана с казачеством. Проезжая мимо станицы Качалинской, например, мы прослушали рассказ о Ермаке, ибо именно в этой станице обосновался в своё время дед Василия Тимофеевича Аленина (таково настоящее имя Ермака Тимофеевича). Звучали в рассказах экскурсовода и другие казачьи поселения. Многое из того, что она говорила, я уже знала (как-никак в «казачьей» библиотеке работаю). И всё же она сумела меня удивить. Маршрут, по которому мы ехали, мне хорошо знаком. Десятки раз проезжая по нему я даже не подозревала, что пересекаю Царицынскую сторожевую линию. Когда сказали, что это такое, глаза у меня, наверное, были с мельничное колесо. «Так это она и есть?!!» Всегда проезжала мимо этого рва и принимала его за старый оросительный канал. Оказывается, так сейчас выглядит мощнейшее укрепление, позволившее защитить Россию от нашествия кочевников. Это был ров шириной до 8 метров с валом высотой 2,6 до 4,6 метров (от дна рва - 9-12 метров) с банкетом для стрельбы. В оврагах ставили частокол брёвен. В результате никто не мог преодолеть это препятствие. К тому же на линии находилось четыре деревянные башенки-крепости, 23 земляных редана (флеши). Использовали сторожевую линию с 1720 по 1776 год.
Сарматская тема возникла уже, когда подъезжали к Ольховскому району. Оказывается, на его территории при раскопках было обнаружено сарматское поселение. Народ это был кочевой и воинственный. Экскурсовод отослала нас к трудам Геродота, который их описывал. Племя жило за счёт скотоводства, передвигаясь по степи в поисках корма. Поскольку времена были трудные, приходилось воевать с теми, кто селился на приглянувшихся землях и с теми, кто хотел поживиться за чужой счёт. В результате сарматы стали превосходными воинами и прошли по территории всей Европы. Во всяком случае, в раскопах их городов обнаруживают предметы, изготовленные в разных частях Европы. Памятников письменности после себя они не оставили.
Уже в Ольховском районе тема сменилась, и снова зазвучали христианские мотивы. Оказывается, именно в этом районе появилась инициатива поставить поклонные кресты, которые бы отмечали путь Александра Невского на Голгофу. Именно так, Голгофой, назвала наш экскурсовод дипломатическую поездку Александра Ярославовича в Сарай-Берке. Целью миссии Александра Невского была отмена дани «на кровь». Что это была за дань? Татаро-монголы затребовали одну десятую русских мужчин для службы в своём войске. Отбирать рекрутов они собирались сами. Отправляясь на поклон к татарскому хану, князь шёл в неизвестность. Он мог не вернуться из столицы Орды. Почти так и вышло. Александр выполнил свою миссию, прожил в Сарай-Берке год, и был отпущен домой. Но в Новгород ему вернуться не пришлось, потому что он сильно заболел, и умер в дороге. По одной из версий князя отравили медленнодействующим ядом. По пути из Сарая-Берке, Александр Невский останавливался для того, чтобы принять ванны в радоновом источнике, который находится вблизи Белогорского монастыря. Когда буду описывать ту часть, где говорится про этот монастырь, выложу фотографии источника. Конечно, сейчас он выглядит не так, как тогда, но всё же!
И на этом, пожалуй, часть, касающуюся дороги, я закончу.