Элиста встретила нас памятником батыру из калмыцкого эпоса «Джангар». Говорят, те, кто начал читать этот эпос, уже не могут освободиться от него и сами становятся певцами - джангарчи. Статуя покрыта сусальным золотом. Это, как нам сказали, единственный случай, когда сусальное золото применили для уличной статуи.
Элиста - сравнительно небольшой город. И в экскурсионном плане - несколько необычный. Где бы я ни была до этого, везде стараются показать всё самое древнее. Но в Элисте этого сделать нельзя - в годы советской власти, особенно, в период Великой Отечественной, была уничтожена вся история калмыцкого народа - буддистские тексты, храмы… В период геноцида калмыцкий народ потерял 40 % населения. На фронтах Великой Отечественной командиры учили своих бойцов-калмыков притворяться узбеками, таджиками, чтобы сберечь им жизнь. Можно сказать, был уничтожена и сама столица Калмыкии. Когда после депортации калмыки возвращались на родину, их встречал не город Элиста, а районный центр Ставропольского края с русским названием - Степной. Всё, что мы видели, было воссоздано в период после 1953 года.
Если говорить об общем впечатлении от города, то стоит сказать о множестве парковых скульптур. Это и пагоды, и ворота, и современные скульптуры самого разного толка. Вот это, например, ворота, а вот в этой пагоде можно увидеть Будду и даже сделать подношение в виде монеток.
Это - дракон.
А вот эта скульптура называется «Эхо» и с ней связана одна примета.
Считается, что девушка, которая пролезет через дыру в груди джангарчи, скоро выйдет замуж. Естественно, в эту самую дыру полезли все - и незамужние, и замужние. Когда пролезла почти половина экскурсанток, пожилая калмычка, которая сидела неподалёку, сказала, что лезть надо в обратном направлении, иначе ничего не получится. И все полезли в ту же дыру с другой стороны!:)
Самое впечатляющее зрелище, которое мы увидели в Элисте - Хурал «Золотая обитель Будды Шакьямуни». К сожалению, на фотографиях не видно всё великолепие, а внутри снимать запрещено. Потрясающее зрелище - что снаружи, что внутри. Наружный вид могу немного продемонстрировать.
Это - статуя Белого Старца. Рядом со старцем - сайгак. Правда, из-за обилия лент с мантрами рассмотреть зверя сложно. Мантры висят везде - и на старце, и на воротах, ведущих в Хурул.
Лестница, ведущая в Хурул.
Здесь не видно, но посередине - уникальная система небольших бассейнов. Когда они переполняются, вода течёт в тот, что находится ниже. Получается каскад водопадиков. А на самой вершине этой системы водопадов - вот такая фигура:
В пагодах вокруг Хурула находятся скульптуры Учителей - тех, кто относится к Сансаре (сообществу просветлённых существ). В буддизме они заменяют святых. Во все тонкости буддизма я не стала вникать. Для себя уяснила, что Учителя - это те, кто когда-то занимал пост Далай-Ламы. В других пагодах - барабаны разного цвета. На стенах барабанов написаны мантры. В каждом барабане их великое множество. Вращение барабана приравнивается к чтению этих мантр, как я поняла.
Как я говорила, в самом Хуруле снимать запрещено. Поэтому расскажу вкратце, что мы там увидели.
В «предбанничке» к входу в молитвенный зал, мы сняли обувь и надели носки. Оказалось, что в буддистский храм, также, как и в православный, женщинам в брюках входить нельзя. Специально для тех, у кого нет юбок, при Хуруле имеются их заменители - куски ткани, которые можно обернуть вокруг себя и завязать. Для обуви предусмотрены длинные ряды подставок. Мне отчего-то сразу вспомнился детский сад!:)
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в молитвенный зал - огромная скульптура Будды у противоположной от входа (северной) стены, покрытая золотом и укутанная в ткань. Вдоль той же стены множество больших и малых статуэток, свечи, цветы. Справа от Будды немного ближе к двери - большой портрет Далай-Ламы Тэнцзин Гьямцхо. Он находится рядом с резным деревянным троном, который приготовили к приезду Ламы в Элисту. Второй портрет Далай-Ламы находится слева от Будды. Центр зала занимает ряд скамеек. В этом плане молитвенный зал Хурула напоминает немецкую кирху. Нашла снимок в интернете, который даёт некоторое представление о молитвенном зале.
Полы устланы коврами красного цвета. Стены зала расписаны фресками - это изображения божеств и Учителей. Там, где нарисованы Далай-Ламы, я некоторое время не могла понять, что меня смущает. Было чувство, что что-то не так. Поэтому я начала рассматривать изображения внимательнее. Очень удивилась, как не поняла сразу, что все Учителя нарисованы в одном стиле - они на одно лицо, а вот центральный - это портрет ныне действующего Далай-Ламы. Слегка удивило, что наша сопровождающая по молитвенному залу говорила про явно демонические изображения, что это «гневные духи», которые защищают душу человека от зла. Хотя, чему удивляться, если и у нас в христианстве, есть воззрения на демонов, как на падших ангелов?
Нам рассказали немного о сути буддизма, о том, как принято молиться в буддистских храмах - складывая руки лодочкой и поднося их к трём точкам на теле, отвечающим за мысли, речь и сердце: голова (там, где третий глаз), рот и грудь. Перечислили нам способы подношения буддистским богам: цветы, деньги, драгоценности и молитвы. Всё не перескажешь из лекции. Самое интересное, пожалуй, было сказано об устройстве самого Хурула. Он - многоэтажный. Молитвенный зал находится на втором этаже. На первом (в полуподвале) - музей и библиотека. На третьем - комнаты для приёма (монахи принимают там прихожан и помогают - кто вылечиться, кто составить гороскоп, кто жениться…). Четвёртый этаж, если ничего не путаю, - резиденция Далай-Ламы, когда он приезжает. В общем, этажей там очень много. И последний предназначен для молитв. Обычно он закрыт, и для того, чтобы попасть туда, монахи должны попросить разрешения. На последний этаж поднимаются на лифте. Так что Хурал - здание современное и хорошо технически оснащённое. Мы в этом убедились, когда после посещения музея, заглянули в библиотеку. У буддистов нет книг в нашем понимании, поэтому моя спутница их приняла за уложенные и упакованные ленточки. Пришлось напомнить, что мы только что в музее смотрели на матрицы, которые используют для изготовления таких священных текстов. Так вот, кроме текстов, в библиотеке есть то ли четыре, то ли пять компьютеров для читателей!
В музее при Хуруле тоже нельзя было ничего снимать. А жаль! Музейчик небольшой - всего две комнаты. Много места в нём занимают маски для ритуальных постановок. Они, конечно, затмевают своим великолепием всё остальное. Как говорила выше, там же хранятся матрицы для изготовления буддистских «книг», фотографии, на которых изображены буддистские и православные священники вместе, предметы культа - например, буддистские знамёна большой величины, которые можно вынести только на длинных-длинных штандартах…
Следующим пунктом программы нашего тура было посещение Чесс-Сити (Города Шахмат). По пути туда мы видели Ступу Просветления и домик Махакалы. К сожалению, сфотографировать их из окна автобуса не удалось. Ступа Просветления - это небольшое сооружение (пытаясь объяснить её назначение нам ещё при покупке билета на экскурсию определили её как «часовню»), в основе которой куб, потом конус и т. д. Строят такие сооружения для того, чтобы гармонизировать местность. Знаете, по тому же принципу, по которому у нас некоторые люди строят пирамиды. Вроде бы, это как-то влияет на благополучие тех, кто живёт в этом месте. Нашла их изображение в интернете. Белое сооружение - Ступа, а бело-красное - домик Махакалы.
Ну, и про Город Шахмат. Это, конечно, не Город в полном смысле этого слова. Это жилой комплекс «Белая Ладья», который был построен по инициативе бывшего президента Калмыкии Кирсана Илюмджинова. Затея удалась на славу. Чего стоит один дворец, который мы посетили! Смотрите сами. Это - первый этаж.
На втором и третьем приблизительно одно и то же - две комнаты для игры в шахматы на каждом. Представляете, сколько человек может тут разместиться? А таких комнат, если я правильно их сосчитала, - четыре.
До четвёртого этажа добралась экскурсовод и трое самых упорных экскурсантов. Вот это он - четвёртый этаж. Тут две небольшие площадки, на которых можно посидеть. И масса кабинетов. На одной табличке прочитала, что тут находится что-то вроде Элистинской секции ФИДЕ.
Вид с площадки четвёртого этажа.
К затее провести Чемпионат Мира по шахматам сами жители Элисты подошли с юмором. Жаль, здесь отсвечивает, поэтому не видна надпись : «Сити-Чесс. Нью-Васюки». А рядом - Остап Бендер.
А между тем, вот это великолепие вокруг Дворца - гостиничный комплекс высшего класса. Здесь можно поселиться со всеми удобствами.
Между корпусами, также, как и по всей Элисте, множество парковых скульптур. Как думаете, что это такое?
Мы пока не прочитали название, ломали голову: «Змея? Червяк?» Оказывается, так выглядит цейтнот!!!:) А эта скульптура называется «Рождение пешки».
А вот этому мы так и не придумали название.
При комплексе успешно развивается сувенирная промышленность. Наше внимание привлекло что-то вроде аттракциона. Можно самостоятельно чеканить монеты. Заготовка кладётся на наковальню, прикрывается специальной крышечкой. Потом любой желающий может взять в руки молот и ударить по крышечке. В результате получается монетка.
После Чесс-Сити мы отправились смотреть скульптуру Эрнста Неизвестного "Исход и возвращение". По пути остановились рядом с ещё одним памятником, связанным с шахматами. Время поджимало. Команда: «Пять минут на то, чтобы сфотографироваться с Остапом!» И мы десантируемся - иного слова не подберу. Вместе с Остапом нас ждёт один «игрок» - рыжий и сонный!:)
И вот, наконец, последняя достопримечательность из программы тура - скульптура Эрнста Неизвестного. А внизу рядом с возвышенностью, на которой стоит это чудо абстракционизма, есть ещё два примечательных объекта, установленных в память о депортации калмыцкого народа - теплушка и «надгробный» памятник.
А дальше по коням и домой!