«…нельзя забывать, что библиографическая работа очень нелёгкая, неблагодарная, промахи, пропуски, ошибки встречаются в самых, казалось бы, надёжных трудах. В укор библиографам любят рассказывать, что в одном из трудов известного библиографа XIX в. В.И. Межова работа французского географа Элизе Реклю «Мои воспоминания о Галилее» (то есть о северной части Палестины) попала в литературу о великом итальянском учёном XVI-XVII вв. Галилее; или, что у другого библиографа XIX в. (Г.Н. Геннади) в списке литературных произведений Гоголя были пропущены «Мёртвые души»; или, наконец, что у С.А. Венгерова в биографическую литературу о Гоголе попала статья одного орнитолога «Заметки о семействе гоголей» (то есть птиц - гоголей). Таких курьёзов можно было бы привести немало. И все же польза от библиографических справочников, даже «мало» удачных, даже просто слабых, несомненна: они в какой-то мере собирают и группируют материал, указывают круг использованных источников, намечают принципы классификации и т. д.».
Берков, П. Н. Введение в технику литературоведческого исследования. Источниковедение. Библиография. Разыскание / П. Н. Берков. - Л. : Государственное Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1955. - С. 133.
Писать рецензию на книгу с названием, в котором стоит «Неизвестный», просто и сложно одновременно. Просто расхвалить, поскольку открытие нового (вернее, хорошо забытого старого) - это несомненный плюс. Сложно, потому что плюс в моём сознании перевешивает минусы, которые, конечно, есть. Но о них, честно говоря, не хочется поминать.
Начну с рассказа о сложностях такой скрупулёзной работы, как составление сборника «Неизвестный Беляев. И, уж извините, если иной раз стиль будет восторженный. Непогрешимых людей нет, безупречно проделанной работы не может быть в принципе. Во всяком случае, пристальный разбор обязательно даст хотя бы одну зацепку для критики сделанного. Но совесть говорит, что работа, которая находится у меня в руках, уникальна, поэтому ошибки простительны. Скажу прямо, я восхищаюсь тем, что сделала Анна Андриенко. Отыскать документы более чем столетней давности - это подвиг. Люди, далёкие от книжного дела, не знакомые с особенностями хранения периодических изданий, не знающие историю журналистики, не имеющие представления о библиографии, даже не подозревают, сколько факторов влияет на такую работу, сколь малы шансы обнаружить некоторые материалы.
Первые публикации А. Р. Беляева вышли в свет в «Смоленском вестнике» в начале ХХ века. Старшее поколение из школьной и институтской программы должно помнить о существовании цензуры. За сто лет газета со статьёй Беляева могла подвергнуться изъятию, как до революции, так и после - самое горячее времечко пришлось на его жизнь: то царская цензура, то революционная, то сталинская. Она могла сгореть при пожарах, быть затоплена, когда прорывало трубы в библиотеках и архивах, она могла быть испорчена недобросовестным читателем, пропасть во время бомбёжки... И это только политические и физические факторы, затрудняющие поиск. Добавьте к этому ведомственные и территориальные преграды. Например, легче всего обнаружить старые газеты в Российской Книжной палате или по месту их выхода. Но попасть туда или получить электронную (ксероксную) копию можно, лишь затратив силы, время, нервы, деньги… И это я не упомянула ещё пресловутый «человеческий фактор» - тот самый, из-за которого работа иногда затрудняется в десятки раз (что стоит «нарваться» на недобросовестного работника, которому просто не хочется идти и копаться в пыльных старых подшивках; что стоит наткнуться на огрехи своих предшественников-исследователей творчества писателя, которые неправильно указали номер или дату выхода газеты, неверно привели заголовок статьи и прочая, прочая, прочая).
Анне Андриенко удалось найти 15 ранее неизвестных статей Александра Беляева. Надеюсь, теперь ясно, как надо относится к такому труду? Если нет, перейдём к описанию следующей трудоёмкой процедуры, которая была проделана автором-составителем.
Составление комментариев к таким сборникам - не менее интересная и сложная работа. Непосвящённым кажется, что это - пара пустяков. Что сложного в том, чтобы указать биографические сведения о театральном деятеле? Размышления дилетанта: ввёл запрос в поисковик или раскрыл энциклопедию… А теперь взгляд профессионала. Начнём с энциклопедии. А, знаете ли вы, дорогие мои, что «Театральной энциклопедии» нет в природе? Есть энциклопедия «Театр» - в одном томе, есть несколько томов «Детской энциклопедии» о театре, несколько справочников. И, как понимаете, в них отражены сведения далеко не о всех актёрах, режиссёрах, театральных критиках. Так что, искать биографические данные о персонажах статей Беляева (игравших не в Московском или Питерском, а в Смоленском и Муромском театрах) нужно не в справочной литературе и не в поисковых системах (в Интернет выкладывают преимущественно «ширпотреб», которого, как, надеюсь, вы уже поняли, среди «театральных» публикаций нет), а через сплошной просмотр мемуаров театральных деятелей начала ХХ века. Представляете, сколько надо перелопатить литературы? А вы бы смогли потратить на это несколько лет, решились бы? «Ааа, эээ, дружок! В этом-то всё и дело!»
Впрочем, о сложности технологии литературных разысканий хорошо писали Павел Николаевич Берков, чью работу я цитировала выше, и Ираклий Луарсабович Андронников (отсылаю, например, к его новелле «Загадка Н.Ф.И.»). Не буду на этом долго останавливаться. Желающих понять процедуру установления каких-либо данных «из прошлого» отсылаю к мастерам литературного поиска. А в следующей части «рецензии» перехожу к рассмотрению роли сборника в изучении творчества Александра Беляева.